Опыт работы Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраст

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

Формирование грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр

Актуальность.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций. Готовят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Развитие морфологической стороны речи детей сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка. В русском языке очень сложная система склонений и спряжений, традиционные формы

словоизменения, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глагола. Дошкольников затрудняет усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий.

Грамматика, по словам К. Д.Ушинского – логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику практически, одновременно формируется и мышление.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико – синтетической деятельностью коры головного мозга раскрыл И. П.Павлов, высказав о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Основополагающее значение для понимания особенностей освоения для понимания особенностей освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А. Н.Гвоздева, С. Л.Рубинштейна, Д. Б.Шахнаровича и др.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н.Гвоздевым. В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений, позволяющих проследить процесс формирования грамматического строя от появления первых, еще неизменяемых аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами языка.

Американский психоленгвист Д. Слабин отмечает, что для овладения грамматической ребенок должен:

-осознать те физические и социальные явления, информация о которых передается при помощи языка.

-уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так, как только морфологически, и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе (М. Н. Алексеева)

В дошкольных учреждениях ведётся последовательная и систематическая работа по морфологии, так как на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство морфологической стороны речи. Морфологические ошибки связаны с не нормативным образованием форм слов и употребление частей речи. В целях всестороннего развития ребёнка и правильного сочетания грамматических категорий, нужно обучать их правильному формированию слов с помощью дидактических игр и игр упражнений.

Теоретическая часть.

Понятие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Формирование грамматического строя речи у ребенка – дошкольника включает работу под морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразование (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Овладение морфологией оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи.

Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Связь между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование правильной речи проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым. В его исследованиях содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи. По данным А. Н. Гвоздева морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 года 11 месяцев).

Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Расчленение слов охватывает ряд категорий существительных в единственном и множественном числе именительного, родительного и винительного падежей, а также и глагольные категории (повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).

В среднем дошкольном возрасте основное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи:

– согласование слов;

– чередование звуков в основах;

– образование сравнительной степени прилагательных.

Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок. А. Н. Гвоздев указывает, что формирование согласования в роде проходит длительный путь развития и усваивается относительно поздно.

В его материалах содержатся также указания на то, что на начальных этапах развития речи преобладает согласование в женском роде, затем появляется согласование в мужском роде и смешанное согласование. К трём годам род усваивается почти полностью. Развитие морфологической стороны речи сопряжено с рядом трудностей, вязанных с особенностями русского языка.

Прежде всего в русском языке очень сложная система окончаний существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, дошкольников затрудняет усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий. Очевидно, что трудных грамматических форм в русском языке великое множество; многие из них встречаются детям, и, естественно, ведут к ошибкам.

Усвоение склонения существительных среднего рода происходит несколько позднее и с большим трудом. Установлено, что в отношении усвоения эти существительные очень четко разбиваются на две группы: быстрее устанавливается правильное изменение по падежам у существительных среднего рода с ударными окончаниями и более продолжительное время – с безударными. В среднем возрасте дети не всегда ориентируются на их окончания в именительном падеже, смешивая при склонении этих слов окончания I и II склонений. Встречаются случаи “двойного” склонения одного и того же слова, в зависимости от того, как оно произносится в именительном падеже.

В старшем возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий, умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.

Исследования Захаровой показывают, что усвоение морфологической системы русского языка, столь интенсивно проходящее именно в дошкольном возрасте, происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя речи.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев). Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяце – 3 года).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3 года – 7 лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком, формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередования в основах.

Американский психолингвист Д. Слобин отмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен:

1. Осознать те физические и социальные явления, информация которых передаётся при помощи языка.

2. Уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию. Иными словами, когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.

Трудность и постепенность усвоения грамматического строя речи объясняются несколькими причинами:

– особенность возраста;

– закономерности усвоения морфологической и синтаксической сторон речи;

– сложность грамматической системы, особенно морфологии. Психологические основы развития речи раскрывают некоторые её направления: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложения по законам грамматики. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка. Ребенок практически осваивает, в основных чертах, типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола, детенышей и других).

В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы: медведь – мишульчик; тигр – тигричек; слон – слонишка; крокодил – крокодильчик; зебра – зеберчик; лось – лосик; жираф – жирафчик; кролик – кроличек и т. д.

Языковое поведение ребенка, в данном случае, показывает, что за словом он видит реальный предмет. Так, если взрослая особь – большое животное (лось), то его детеныш – маленькое животное (лосик), но если взрослая особь – небольшое животное (муха), то его детеныш – тоже небольшое животное, то есть тоже “муха”. В этом случае нужда в уменьшительном суффиксе отпадает – муха и так маленькая.

Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словоизменениях, которые ребенок строит по имеющимся образцам. Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям.

Наряду с ориентировкой на смысл слова, на обозначающую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, независимо от его значения. Ориентировка на звуковую форму слов выражается не только в стихосложении. Уже младшие дошкольники начинают изменять слова, учитывая исходную форму. В зависимости от того, как ребенок произносит слово в именительном падеже, он будет изменять это слово и по остальным падежам. Произнося слово “ограда”, например, ребенок изменяет его по первому склонению, а произнося это слово как “оград”, изменяет его по второму склонению.

Как ориентировка на смысловую сторону языка, так и ориентировка на его звуковую сторону осуществляется в процессе практического применения и изменения слов и до известного момента не связана с осознанием речи, которое предполагает понимание связи между звучанием и его значением. Однако, постепенно развивающееся языковое чутье и связанная с ним умственная работа над языком приводят к попыткам осознания речи. На пятом году у ребенка появляются попытки осмыслить значение слов и объяснить их происхождение. Ребенок пытается сопоставить одни слова с другими созвучными словами. Например, слово “город” ассоциируется со словом “горы”.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения: например, правило выбора окончания существительного в родительном падеже множественного числа в зависимости от типа окончания в именительном падеже единственного и множественного числа (ср: пол – полы – полов; стол – столы – столов; колос – колосья – колосьев и т. д.). Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Важнейшим условием развитие речевой культуры детей дошкольного возраста является работа над словом. Свободное владение словам, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Исследования последних лет доказали необходимость выделения в методике речевой работы специального раздела, включающего, ознакомление детей с многозначностью слов, с синонимическими и антонимическими отношениями между ними, формирование умения точно исследовать лексические свойства родного языка. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов способствует расширению словаря, не увеличивая его количественно, а за счет понимания других значений уже известных слов.

Формирование связности речи, развития умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью обще речевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у ребенка поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

Практическая часть

Цель: Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи:

-Обследование детей сформированы ли у них соответствующие их возрасту грамматические навыки.

– На основе результатов мониторинга составить перечень грамматических ошибок в речи детей, план работы для коррекции речи, подобрать пакет дидактических игр для формирования грамматически правильной речи, приведения её к возрастной норме.

-Подготовка различных картинок, предметов для игр.

– Включение дидактических игр игр-упражнений в повседневной жизни малыми группами и индивидуально с детьми.

Предполагаемый результат:

Гипотеза предполагает, что дидактическая игра и игровые упражнения эффективно влияют на формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Описание работы:

Содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения. У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи» вместо уши, «длинноуший» вместо длинноухий), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений. Старшие дошкольники продолжаю обучаться тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными, употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируются умения правильно пользоваться неизменяемыми существительными. У детей старшего дошкольного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому организации грамотной деятельности в повседневной жизни детей, является для меня главным педагогическим условием их развития. Важнейшим видом детской деятельности является игра. В своей педагогической деятельности пользуюсь игровыми методами, так как они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием проводятся со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей и индивидуально. С детьми старшего дошкольного возраста использую настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки. Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отвожу словесным дидактическим играм (без наглядного материала). В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. В дошкольных учреждениях ведётся последовательная и систематическая работа по морфологии, но этого недостаточно, по результатам мониторинга, было выявлено, что уровень сформированности грамматического строя речи у детей средней группы на конец учебного года недостаточный, это дало мне толчок разработать методику по формированию у детей морфологической стороны речи с использованием дидактических игр и упражнений, состоящую из нескольких этапов.

Первый этап – обследование детей сформированы ли у них соответствующие их возрасту грамматические навыки. Для этого были подобраны диагностические материалы (дидактические игр и упражнения).

Второй этап – на основе результатов мониторинга составляется перечень грамматических ошибок в речи детей, план работы для коррекции речи, подбирается пакет дидактических игр для формирования грамматически правильной речи, приведения её к возрастной норме.

Подготовка различных картинок, предметов для игр.

Третий этап – включение дидактических игр игр-упражнений в повседневной жизни малыми группами и индивидуально с детьми.

Таким образом, в результате проведенной работы было установлено, наиболее эффективными формами работы является широкое использование дидактических игр и упражнений и наиболее эффективным способом организации – индивидуальная и малыми подгруппами. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

Перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию грамматического строя речи с помощью дидактических игр и упражнений.

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: