Опыт работы экологического образования старших дошкольников

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества, вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретённые именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

С одной стороны, ребята – дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особенно утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду своё, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. Важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема охраны природы становится главной проблемой. Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и дошкольной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. ( Н. А.Кнященко, Н. К.Лейзеров, Коган и др.)

Таким образом экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Дошкольники, получающие определённые экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки с втране, и соответственно в нашем крае.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой к познанию ребёнком окружающего мира. Для нас жителей села – нет на сегодняшний день важнее и актуальней задачи, чем экологическое воспитание.

Экологическое воспитание –сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно принципиально отличается от традиционного предмета, называвшегося «Ознакомление детей с природой». Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях.( И. А. Хайдурова, П. Г.Саморукова, Н. Н.Кондратьева).

Суть нового направления заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.(С. Н.Николаева).

Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека – требуют разработки технологии экологического воспитания, прежде всего в детском саду.

Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего. детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать день ото дня, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребёнка должна сформироваться система этих знаний, отражающая взаимосвязи природных явлений. Ребёнок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Старшему дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут, как я ит. д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе и т. д.

На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребёнок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.

Поэтому в последние годы проблемой экологического образования занимается большое количество дошкольных учреждений, создан ряд новых программ.(«Юный эколог» С. Н.Николаева, «Мы» Н. Н.Кондратьева; «Наш дом природа» Н. А.Рыжова).

Однако:

1.Ещё не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников, как первой ступени непрерывного экологического образования, отбору его содержания;

2. Недостаточно разработана система критериев и диагностика результатов, не определены пути и условия экологического образования ДОУ.

Поэтому мы попытались разработать технологию непрерывного экологического образования, с учётом региональных условий и адаптированную к условиям работы в логопедической группе МК ДОУ ОРВ д/с №18 «Ёлочка» .Работа ведётся в тесном сотрудничестве узкими специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, преподавателем изобразительной деятельности, логопедом и воспитателями.

Цель предполагаемой технологии – прививать основы экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи:

– Формирование у детей элементов экологического сознания (знания экологического содержания, отражающие ведущие региональные взаимосвязи природных явлений);

– Формирование у дтей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, участие в природоохранной работе).

– Воспитание гуманного отношения к природе ( поведение и деятельность детей в природе).

Воспитание осознанно – правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

1.Систематизировать и определить содержание экологических знаний, научит детей любить жизнь, природу, людей, себя.

2.Создать развивающую среду для успешного изучения предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

3.Подготовить педагогов: конкретизировать цели и задачи, определить методы и приёмы.

4.Создать условия для комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Принципы отбора экологических знаний для составления технологии:

Принцип научности;

Принцип доступности;

Принцип системности;

Принцип воспитывающего и развивающего характера;

Принцип сезонности;

Принцип последовательности.

Основные идеи экологического воспитания:

Единство живого и неживого в природе;

Единство человека и природы.

Формы и методы используемые при составлении технологии:

Экологические занятия;

Экологические экскурсии;

Экологические праздники и викторины;

Экологические акции;

Обсуждение и проигрывание ситуации;

Трудовой десант;

Зелёный патруль;

Лаборатория юного эколога;

Ведение календаря природы;

Коллекционирование;

Выставки;

Экологические игры;

Экологические сказки;

Инсценировки;

Знакомство с художественной литературой;

Экологические проекты.

Для успешного выполнения поставленных целей и задач необходима полноценная развивающая среда. Предметная среда оказывает на ребёнка определённое воздействие уже с первы часов пребывания ребёнка в детском саду. Важно, чтобы она стала развевающей т. н. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.

Организация и оборудование природной зоны в нашем детском саду продуманы так, чтобы обеспечить непрерывный целенаправленный, практических подход к экологическому воспитанию, в том числе и к такой проблеме, как охрана природы. Вся территория детского сада утопает в зелени красивых деревьев и кустарников (рябин, берёз, черёмухи и сирени).

Очень много цветочных клумб разной формы с разными цветами. Так же мы создали детский огород, в котором дети по руководством воспитателей ухаживали за овощными и злаковыми культурами, наблюдали за ростом и развитием растений от всодов до созревания плодов. Здеь же располагается домик для хранения оборудования(лейки, грабли, лопатки). В укромном уголке располагается «Царство царя Берендея».Где оформлены биозоны озера с обитателями (лягушки, лебеди, стрекозы); лесная поляна с растениями (трава, ягодники) и насекомыми (Бабочки, гусеницы, жуки), а так же дом с домашними животными (кошки, собаки, коровы) – все они выполнены из камней. Рядом находятся лесопосадки, полянки с дикорастущими растениями, сосновый лес, кустарники.

При оснащении групповой комнаты были созданы се условия для развития любознательности детей. Для этого оформили уголок природы. Который, включает в себя:

– зелёную зону – комнатные растения: фикус, бальзамин, фиалки, сансевьера, бегония, папоротник (дети узнают условия роста и развития растений, учатся ухаживать за ними).

– живой уголок-аквариум (наблюдают рыбками, любуются ими);

– окно для сезонного пейзажа (красивый пейзаж учит ребёнка видеть прекрасное в окружающей природе);

Далее идёт диаграмма времён года (регулярные наблюдения детьми сезонных явлений несут огромную смысловую нагрузку: учат определять состояние погоды, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причину и взаимосвязь);

– следующее окно посвящено пернатым кочевникам ( дети учатся узнавать и называть осёдлых и перелётных птиц, условия их жизни);

– имеется у нас и место для детского творчества (рисунки, аппликации, поделки из природного материала);

– далее расположении экспериментальная лаборатории «Почемучки» (мы ставим опыты, учимся размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их). Задача воспитателей связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей уже имеющихся у них знаний и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

В образовательной зоне есть всё необходимое для проведения занятий и работы с дидактическим материалом( Д/И: «сад и огород»; «Грибная поляна»; «Что за чем»; «Что на дереве растёт» ит. Д.; диаграммы «Возникновение мира»; «Природные зоны»; множество наборов различных картинок животных, птиц, насекомых, грибов, цветов, растений)

В библиотеке много книг о природе, энциклопедий, иллюстраций, художественных книг о птицах, зверях, насекомых и т. д.

Мастерская оборудована всем необходимым для конструирования из природного материала (шишки, жёлуди, засушенные листья и цветы, кора, веточки ит. д.)

Для определения первоначальных экологических знаний нами была проведена экспериментальная работа с детьми старшей логопедической группы (в-ль Румянцева Е. Г., логопед Зырянова О. Н.)Наш сад «Ёлочка» работает по программе «Истоки» ( Л. А. Парамонова), а так же парциальной программе «Юный эколог» (С. Н.Николаева»Констатирующий эксперимент был проведён : 10-14 октября 2015г.

Разработали диагностику опираясь на программу «Юный эколог»С. Н. Николаевой.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

1 )Определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;

2) Подобрать диагностический материал и оборудование;

3) Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей.

Критерии сформированности экологических знаний:

– знания о мире животных;

– знания о растительном мире;

– знания о неживой природе;

– знания о временах года;

– отношение к миру природы.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (

проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Задание 4. Знание времён года (проводится маленьким подгруппами)

Цель: определить уровень знания времён года.

Задание 5.Экологическоеотношение к миру природы (проводиться индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень экологически правильного отношения миру природы.

Результаты констатирующего эксперимента.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: