ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Ираида Алексеевна Волкова,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 27», г. Ставрополь, Ставропольский край

ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Традиционно духовность и нравственность рассматриваются, как сущностные, родовые характеристики социальности человека. И если духовность раскрывает состояние души, сознание индивида, то нравственность отражает принятую в данном обществе оценку деятельности и поведения личности. Так, добро в христианстве — это то, что способствует соединению, слиянию с Богом. Как отмечают современные авторы, основой духовности являются такие ценности, как человек, семья, труд, знания, культура, Отечество [1, стр. 13].

Для учителя важно понимание того, что государству необходимо защищать традиционные устои общества. Человека следует изначально готовить к служению идеалам семьи, патриотизма, Родины. С этим связано и вовлечение молодёжи в дела православного милосердия с самого раннего возраста. Прежде всего — с учётом российских культурных, образовательных и семейных ценностей и традиций. В настоящее время особенно актуальны добропорядочность, благочестие, благоговение, совесть, милосердие, добро, самопожертвование, без чего невозможно формирование личности. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [2, стр. 27].

Современной реальностью становятся успехи в развитии духовного образования в городе Ставрополе. В нашей средней общеобразовательной школе духовно-нравственное образование и воспитание ведётся на базе учебно-развивающего кружка «Основы Православной культуры» с 2006 г. Накопленный опыт позволяет ответственно утверждать, что духовно-нравственное воспитание является важным элементом образовательного процесса для учеников начальных классов. Обучение осуществляют опытные учителя. Соответственно, личный пример учителя, его отношение к детям имеют определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю с 1 класса. А также в соответствии с учебным планом в 4 классе еженедельно проводится урок по ОРК и СЭ. В каждом индивидуальном случае участие детей в занятиях обязательно согласовывается с их родителями. Обязательно учитываем и то, что и само поведение родителей в семье, существенно определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка. Основу методологических построений в образовательно-воспитательной среде начальных классов составляет православная, духовно-нравственная, классическая, образовательная, детская и художественно-публицистическая литература.

Основным критерием результативности является уровень духовной культуры, как отдельной личности, так и школьного сообщества в целом. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, снижению конфликтности.

Содержание познавательной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учеников об окружающем мире, то есть — создает условия для применения полученных знаний. Можно выделить следующие направления работы:

1.Тематические экскурсии:

— ежегодно в «Светлую седмицу» дети, родители и все желающие отправляются в Храм Пантелеймона Целителя (г. Ставрополь) и знакомятся с историей колокольного звона, после чего поднимаются на колокольню и звонят в колокола.

— организуются поездки к источникам: «Пресвятой Богородицы» в Татарском лесу (г. Ставрополь), «Иоана Крестителя» (п. Рыздвяный), «Серафима Саровского» (г. Ставрополь), «Всецарица» (с. Верхне-русское)

— посещаются соборы, храмы, церкви и монастыри: в г. Ставрополе: Собор «Св. Апостола Андрея Первозванного», Храм «Св. мученика Пантелеймона Целителя», «Успенский Собор», «Иоанно-Марьинский» женский монастырь. А также в городах и селах Ставропольского края: г. Кисловодск — «Свято-Никольский» собор и «Свято-Георгиевский» женский монастырь; г. Мин-Воды к мощам Феодосия Кавказского; с. Московское, Кугульта, Тугулук, Рождественское, п. Рыздвяный.

2. Выступления и игровые мероприятия:

— учащихся начальных классов учавствуют в праздничных мероприятиях, посвященных Рождеству и Пасхе в Кафедральном соборе Св. Апостола Андрея Первозванного и в Храме Святого Великомученика и целителя Пантелеймона (г. Ставрополь).

— в День Крещения Руси на территории храма после Богослужения и Крестного хода учащиеся Воскресной и начальной школ и дети-прихожане в рамках проекта «Летний день в православном храме» проводят игру «История крещения Руси».

3. Участие в олимпиадах и проектах:

— V и VI олимпиада школьников по Основам Православной культуры «Русь святая, храни веру Православную» (призеров – 12 человек).

— IX и X Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» (призеров 11 человек).

— в проекте «Святые заступники Руси» (рисунки на сайте).

4. Участия в акциях:

— «Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия».

— «Всероссийская акция по уборке мусора «Сделаем вместе». В этом формате раскрываются такие просветительские мероприятия, как конкурсы рисунков, детских стихотворений, ученических экологических проектов, мастер-классы по флористике, экскурсии в Ботанический сад, в парки города, в леса: Татарский, Мамайский, Кругленький, Русский, окружающие город Ставрополь.

Важное направление — это ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. В планах нашей работы — создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, в котором осмысливаются,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: