Определение уровня духовной культуры

Основные элементы духовной культуры (экологический, нравственный и эстетический) невозможно формировать в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии, отношения человека к окружающей среде. Нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям, не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом. А разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её. Человек раскрывается в поступках, поэтому надо отслеживать поступки детей и специально создавать ситуации, когда воспитуемому надо совершить тот или иной поступок и наблюдать за этим. Т. е. духовная культура познаётся через общение. И наедине и на людях. Разумеется, надо после каждой проверки делать записи, а потом их сопоставлять и анализировать. ВНИМАНИЕ! Очень важно не обидеть ребенка диагностикой нравственности, ибо сам факт проверки честности несет элемент изначального недоверия к его честности! 1. Метод наблюдения. Ведет ли себя ребенок достойно? С кем дружит, с кем враждует? Корректно ли и уважительно ведет себя с девочками и женщинами? Не грубит ли? Говорит ли нецензурные слова? Агрессивен, затевает ли драки? Приносит пиво в школу? Участвует ли в общественных делах класса и школы (озеленение, очистка территории вокруг школы…). Справляется ли о здоровье заболевшего товарища и навещает ли его? Какова его реакция на добро и на зло? Как ведут себя дети: когда их ругают, когда им угрожают, когда их хвалят, когда наказывают, когда прощают, когда просят, когда приказывают, когда стыдят, когда их обманывают? Как ведет себя ребенок в драке, в ссоре, в обычном общении? Что делает, оставшись один? Как ведет себя в играх? Кем хочет быть, когда играют «в семью»? Результаты наблюдений надо записывать, а потом обсудить их с психологом, коллегами и родителями. После чрезвычайного события надо сразу побеседовать с детьми, расспросить их пока они еще «не остыли» и говорят откровенно то, что думают и чувствуют. Иное дело, если надо воспитывать, убеждать, тогда надо дать время ребенку успокоиться, а потом беседовать. Если дети не знают, что за ними наблюдают, они ведут себя раскованно, свободно. Особенно ценны наблюдения за ребенком, когда он один. Это не очень этично, подглядывать, но если есть подозрения в нечистоплотности поведения ребенка, можно за ним и понаблюдать, чтобы его же спасти от нарастания негатива. Наблюдайте поведение ребенка в ситуационных играх. Играет ли по правилам? Контакт глаз (Проверка твердости характера) Длительное время контакта глаз говорит о теплых отношениях между партнерами, но почти ничего не говорит об их нравственности. А вот когда ребенок «не смотрит в глаза», это говорит о многом. Отворачивается, значит, он боится или его мучает совесть. 2. Система провокационных тестов. «Раздача предметов» (Проверка на жадность, на справедливость…)Методика: Испытуемому предлагают раздать каждому ребенку в группе по одному предмету: конфеты, яблоки, игрушки, новые учебники, билеты в кино… Это могут быть одинаковые предметы или разные по количеству и по качеству. Вариант 1: предметы одинаковые, но число предметов меньше числа участников. Проследите, что сделает ребенок, оставит один себе или раздаст все. Вариант 2: число предметов равно числу участников, но качество предметов разное. Например, все предметы, кроме одного, высокого качества. Все предметы, кроме одного низкого качества. Все предметы разного качества (например, дорогие и дешевые конфеты). Посмотрите, как ребенок поступит? Какой предмет испытуемый оставит себе, какие даст девочкам, какие мальчикам? Если оставит себе самое плохое, похвалите его публично. Если, например, кого-то обделил и последнюю скакалку оставил себе, спросите: «А кто в группе отдал бы и свою скакалку?» Другой вариант: разыграйте по лотерее фрукты или сладости. Посмотрите, будут ли выигравшие раздавать выигранное другим детям. 3. Система провокационных тестов «На выбор» (Проверка на жадность, на справедливость)Детям предлагают взять один предмет себе из многих лежащих на столе. Предметы разные по качеству. Например, разные яблоки, конфеты… Проследите, кто какое яблоко возьмет. Ближайшее, верхнее, не самое лучшее или будет выбирать лучшее? Другой вариант: Предложить группе детей есть ягоды из одной тарелки. Будет видно, кто как себя поведет. Кто самый жадный. Кто возьмет последнюю ягоду. 5. Тесты «На самоотказ», «На джентльменство». (Проверка вежливости, воспитанности, скр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: