Описание системы работы по теме Театрализованная деятельность — как особый и прекрасный

Муниципальное казённое дошкольное учреждение

«Детский сад №14 «Родничок»

села Обильного»

Описание системы работы по теме:

«Театрализованная деятельность — как особый и прекрасный мир ребенка»

Садовникова

Оксана Сергеевна

воспитатель

село Обильное,

Муниципальное казённое дошкольное учреждение «Детский сад №14 «Родничок» села Обильного»

«Если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что – то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

В. А.Сухомлинский

Современная педагогика из дидактической, стремящиеся передать лишь некую сумму знаний, становится педагогикой развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что педагоги начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще дети проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Дети не могут занять себя в свободное время, они с трудом общаются со сверстниками и с взрослыми и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Психологи, отмечая недостаток наблюдательности и творческой выдумки, ставят диагноз: «не доиграл» т. е. не натренировал свою фантазию, воображение. Существует и другая очень важная проблема, волнующая педагогов и психологов – это психологическая адаптация к школе.

По данным И. В.Самоукиной у 67- 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, дети не умеют общаться, отстаивать свою точку зрения, не умеют слушать, а главное – понимать своего партнера. У них недостаточно развита память, внимание, восприятие, воображение, воля. Дети боятся публичных выступлений, они панически робеют, теряются, когда нужно выйти к доске и публично, перед всем классом ответить урок – даже если он хорошо выучен!

Наше время – время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии. Атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на неокрепшую психику ребенка, на его незащищенное эмоциональное поле. Как уберечь детей от такой страшной разрушительной силы? Как создать необходимые условия для развития интеллекта, психических процессов и личности в целом? Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает, соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.

«Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Ведь театр – это не только зрелище, но и в первую очередь это – различные техники работы над собой: своей речью, умением двигаться, вести диалог, слышать себя и других.

Театрально-игровая деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе. Формируется и уважительное отношение друг к другу, развивается коллективизм и чувство ответственности за общее дело.

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка, его творческих способностей. Это один их эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Чтобы сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями и радостью творчества я обратилась к театрально-игровой деятельности.

Учитывая задачи поставленные программой «Детство», я выбрала три основных направления в работе:

Основы театральной культуры.

Культура и техника речи.

Основы актерского мастерства.

Эти направления я объединила общими задачами:

Развивать общую активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству.

Стимулировать умение преодолевать скованность, застенчивость.

Поддерживать способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной и спланированной речи.

Расширять и углублять знание детей об окружающем мире.

Развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулировать мыслительные операции.

Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, ее выразительность.

Поощрять стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

Развивать эмоционально-волевую сферу, чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

Формировать опыт нравственного поведения.

Для успешного решения поставленных задач и создания четкой системы я продумала организацию работы. Театрализованные занятия провожу 1 раз в месяц, а совместную деятельность организовала в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время и органично включаю в различные занятия: изодеятельности, физическое развитие, мир музыки; а также запланировала специально в недельном расписании по речевому и математическому развитию, ознакомлению с окружающим миром. Все организованные формы театрализованной деятельности провожу небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей, я продумала оформление предметно-пространственной среды, которая обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие и любимого произведения. В зоне театрализованной деятельности, я разместила разные виды театра: настольный театр, конусный настольный театр, нагрудный театр, пальчиковый театр по русским народным сказкам, кукольный театр бибабо. Периодически оформляю и дополняю его содержание. В зоне театрализованной деятельности, я собираю разнообразный и бросовый материал: ткани, костюмы для ряженья, декорации к спектаклям. Учитывая полоролевые особенности детей в зонах театрализованной деятельности, я поместила оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Занятия я построила по следующей схеме:

— создание эмоционального настроя, введение в тему;

— речевая разминка: работа над техникой речи (дыхание, голос, дикция, артикуляция, постановка гласных и согласных звуков);

— работа над выразительностью речи;

— общение без слов (жест, мимика, движения, поза);

— театрализованные игры, этюды;

— упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;

— эмоциональное заключение (оценка, самооценка).

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитывающую и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трех основных целей: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества и социально-эмоциональное развитие детей. На этих занятиях я не только знакомлю с текстом какого-либо произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Прежде чем предложить что-то детям, я сама стараюсь понять, что в произведении главное, а что второстепенное. Стараюсь помочь ребенку уловить смысл произведения, показать, что словом, как красками, можно рисовать. Поэтому сначала выразительно читаю произведение детям, а затем подробно беседую по его содержанию. Важно вызвать у детей сопереживание и понимание чувств автора, чтобы возникло свое отношение к происходящему и ребята не остались безучастными. В соответствии с этим, практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Я стараюсь не только выразительно читать или рассказывать что-либо, но и сама готова к любому «перевоплощению». Моим детям необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, для них это образец эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Подготовку к театрализованной деятельности провожу в несколько этапов:

Выразительное чтение произведения воспитателем.

Беседа по содержанию.

Эмоциональные оценки событий и персонажей.

Нахождение средств выразительности (вербальные и невербальные).

Проблемные ситуации (отвечая на проблемные вопросы, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ).

Рассматривание иллюстраций, видеофильмов.

Проговаривание отдельных фрагментов.

Выразительное изложение текста с использованием при передаче образа выразительных средств (интонация, мимика, движения, жест, поза).

Имитационным движениям дети обучаются на музыкальных и физкультурных занятиях, а также в свободной деятельности. Передавать характер персонажей в движении помогает музыка.

Для развития уверенности в детях и социальных навыков поведения, я организую театральную деятельность так, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли, для чего использую следующие приемы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (дети берут из моих рук любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

что делать, если ролей не хватает на всех детей

кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую проблему решаю подгрупповой организацией занятия, парным проигрыванием ролей, придумыванием дополнительных ролей.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей. Дети часто не хотят исполнять роли отрицательных героев. Эта проблема требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Я объясняю детям, что все – и взрослые и дети артисты, должны уметь играть, и положительные и отрицательные роли. Причем сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Самое главное в театрализованной деятельности – сохранение непосредственности детской игры, основанной на импровизации. Эта работа объединяет детей, дает понятие о чувствах партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает поверить в себя.

Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности уделяю взаимодействию с семьей. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни нашего детского сада. Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развитие способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле ребенка и взрослого, у меня возникла идея проводить тематические вечера, участниками которых, стали родители и их дети, названные «Театральные встречи», «Любимые сказки», «Смешные истории». Я привлекаю родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов. Такой союз педагогов и родителей способствуют интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, одежду. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых.

Так, я хочу отметить, что в тесном сотрудничестве с родителями можно достичь желаемого результата. Таким образом, проведенная работа подтвердила целесообразность выбранного мной направления: дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения), речь детей стала более связной, выразительной, расширился словарный запас; дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать, у детей появился интерес к театру, искусству вообще. Анализируя свою работу, я могу сказать, что я хочу продолжать работать с детьми в театрализации, и ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. Ведь впереди много неизведанного и интересного.

Я хочу, чтобы слово «театр» осталось в памяти детей как великое таинство и великий костер эмоций. Пусть первые представления будут самыми простыми, но они откроют дверь в мир волшебства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: