Описание передового педагогического опыта по теме Народные праздники как средство нравс

Описание педагогического опыта Чуевской Натальи Ивановны

Литературный обзор состояния вопроса.

В исследованиях авторов, посвященных проблемам нравственного воспитания личности (В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская, Г. Н. Година, И. М. Афанасова, А. К. Быкова, О. Г Дробицкой, Н. А. Ивашкина, В. Ю. Сластенина) народные праздники рассматриваются как важнейшая ценность патриотического настроя человека. Как указывают эти авторы, что сейчас, в начале 21 века мы не можем удовлетвориться положением, в котором находится массовое воспитание детей. В результате исследования педагогической литературы, сделала вывод, что за последнее время все большее распространение приобретает взгляд на нравственное развитие дошкольников как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты.

История темы педагогического опыта в педагогике.

Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, А. Н. Усова, Е. А. Флерина и др.). Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях.

История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеским ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно развивается нравственно-эстетические чувства, недостаточно знаний об истории своего народа, его традиций. В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастные особенности дошкольников. Сейчас наш коллектив работает в инновационном режиме и ищет возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию.

Над темой нравственного воспитания работа в детском саду ведется уже несколько лет, в соответствии с программой Васильевой. Одним из направлением работы детского сада является патриотическое воспитание (развитие) дошкольников, но выход на инновацию стали использовать дополнительные сведения дошкольникам о религиозной культуре, отечественны семейных традициях.

В этом направлении на протяжении нескольких лет изучали различную методическую литературу: программы «Приобщение детей к истокам русской народной праздничной культуры» О. Л. Князева, «Истоки», «Наследие», «Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельниковой, А. Н. Зиминой, методическое пособие «Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепиной. Также в своей работе используем методические разработки Н. А. Бондаревой «Отечественные традиции», «Земледельческий календарь» и др. опыт работы в детском саду по патриотическому воспитанию является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация.

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Говоря о личностных качествах, следует иметь в виду, что понятие «личность» включает в себя такую важную ценность как нравственность.

Нравственная культура – это стереотип отношения и поведения, организованный высокими моральными ценностями. В течении жизни поступки человека – это результат отношения на позиции «хорошо» или «плохо». Для нравственного человека характерны чувства: благодарности (желание ответить добром на добро), исповеди (получить одобрение своим поступкам или найти правильное решение проблемы), интеллигентности (синтез воспитания и самовоспитания, образования и самообразования), доверия, умения владеть собой.

В течении жизни поступки человека – это результат отношения на позиции «хорошо» или «плохо». Для нравственного человека характерны чувства: благодарности (желание ответить добром на добро), исповеди (получить одобрение своим поступкам или найти правильное решение проблемы), интеллигентности (синтез воспитания и самовоспитания, образования и самообразования), доверия, умения владеть собой.

«Праздник – это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстраций нарядов и использованием традиционных песен» А. Н. Зимина. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус.

Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-эстетические чувства, недостаточно знаний об истории своего народа, его традиций.

Со второй младшей группы начала знакомить детей с народным фольклором: потешками, пестушками, колыбельными, народными песенками и др.

От возраста к возрасту усложняю задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, знакомлю детей с народным костюмом. Дети уже с большим интересом относятся к народным праздникам. В средней группе начинают инсценировать народные песни, узнают о традициях празднования таких праздников как: «Арина – шиповница» (1 октября), «Зиновий – синичник» (12 ноября), «Василий – капельник» (13 марта) и др. дети старшей группы знакомятся уже с церковными праздниками: «Рождество», «Пасха», «Троица» и др.

К подготовительной группе дети уже имеют багаж знаний народного фольклора: поговорок, пословиц, потешек, в которых метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Дети по-другому относятся к труду взрослых, восхищаются мастерством человеческих рук.

Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик.

Исследования ученных, педагогов, психологов (Е. А. Аркин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. С. Буре, А, В. Запорожец Б, М. Теплов, Д. Б. Эльконе и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку, такие как: «Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе музыкальной деятельности. Основная задача программы — введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

4 «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа

Элементарное музицирование включает три взаимосвязанных направления:

· учебное музицирование — обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять, формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей активных словарей музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования;

· творческое музицирование — спонтанное, импровизированное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах;

· концертное музицирование — исполнение ансамблем детей созданной им музыки, а также классической и детской, специально подобранной и аранжированной для этой цели.

Автор использует в работе два основных метода:

метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;

· метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.

Взаимодействие с дошкольниками строится посредством использования приемов побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.

Обучение элементарному музицированию осуществляется в следующей последовательности:

хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);

ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;

творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей;

разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);

формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.

Обучение элементарному музицированию осуществляется в разных формах работы:

на занятиях кружка «Музицирование на орфовских инструментах»;

частично на разных видах музыкальных занятий;

в музыкально-дидактических играх;

индивидуальной и самостоятельной музыкально-эстетической деятельности

«Приобщение детей к русской народной культуре» О. Князевой и М. Маханевой,

Программа развития личностной культуры дошкольников направлена на активное приобретение детьми дошкольного возраста (3-7 лет) культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Программа «Наследие» М. Новицкой.

Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.

Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:

• круг событий;

• семейный круг;

• круг чтения. Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы.

Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней.

Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира.

Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.

«Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельниковой, А. Н. Зиминой.

Основная цель программы – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни своих предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.

Основным подходом программы является ранее формирование базовой культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Формирование понимания ребенком, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.

Важной составляющей программы является организация постоянного наблюдения за природой в разное время года. Понимание зависимости развития народных промыслов от эколого-природных условий происходит на основе общения с природой, знакомство с фольклорными произведениями.

Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной цели – воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий: любви к Отечеству и окружающим его людям.

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному), их применение последовательно и обосновано.

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод побуждаю детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаю различить варианты исполнения одного и того же произведения.

Информационно-рецептивный метод применяю для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняю музыкальные произведения, которые они слушают, учу самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода провожу поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одно из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.

Репродуктивный метод применяю для закрепления усвоенного материала, повторения. В зависимости от задач этот метод применяю с элементами проблемности, или не содержать. Использую задания двух уровней: в первом – отрабатываю способы применения знаний по образцу; во втором — дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Актуальность.

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнутся, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие.» В. В. Зеньковский.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Актуальность темы моего опыта работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На мой взгляд именно система знаний, представленных в опыте работы поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Прошлое, настоящие и будущие связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.

Научность

Основные принципы, положенные в основу опыта работы следующие:

— системность;

— интегрированность;

— взаимозависимость;

— взаимообогащение тематике;

А также прослеживаются и другие принципы:

— принцип творческой направленности;

— принцип заинтересовывания детей;

— принцип игрового познания;

— принцип возрастных возможностей;

-принцип самореализации с учетом индивидуальных способностей.

Кроме этого постепенно углубляются и усложняются знания и представления ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях. Выстраиваю взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем, использую наглядность, сочетаю интеллектуальную и творческую активность ребенка на занятии.

В своем опыте работы я наметила следующие приоритеты:

Окружающие предметы, воспитывающие чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

Широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Основное место занимают народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Результативность

Основными критериями результативности являются:

Проявление у ребенка познавательного интереса к культуре и истории русского народа. Дети стали чаще задавать познавательные вопросы: почему?, зачем?, как?

Дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей.

Активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.

Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.

Опираясь на вышеперечисленные критерии, проведя диагностику по народной праздничной культуре, отметила положительные результаты в развитии познавательной деятельности дошкольников: за три года работы с детьми (2015 – 2015 г.) возросло количество детей с высокой степенью развитости по народной праздничной культуре с 21,3% до 73,7%, расширены представления о ценности народной музыкальной культуры в духовном мире человека через народные танцы, в которых дети черпают русские нравы и обычаи и русский дух свободы творчества, хороводы, песенное творчество; увеличился интерес и желание детей и родителей к участию в народных праздниках.

Новизна представляемого опыта

В своем опыте работы я опиралась на духовно-нравственный потенциал отечественных традиций. Использовала разнообразные виды и формы проведения занятий: познавательные беседы, театрализованные представления, экскурсии, викторины, досуги, развлечения, праздники, мини – выставки, посиделки.

Разработала перспективный план по ознакомлению детей с русской народной праздничной культурой для всех возрастов. В соответствии с планом составлены сценарии праздников, развлечений, занятий: «Один день из жизни крестьян», «Демиан и Косьма», «День Петра и Февроньи», «Яблочный спас», «Федул – ветреник», «Сороки» и др. народные праздники представляют собой едино е праздничное действие и детей и взрослых с включением церковной православной религиозной обрядности.

Создала ансамбль русских народных инструментов «Удалые ложкари», в который входят дети с музыкальными способностями разных возрастов. В работе с ансамблем использую методики Т. Э. Тютюнниковой, К. Орфа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: