Описание опыта работы Максимовой Лейсан Тагировны учителя информатики МБОУ СОШ город

Описание опыта работы Максимовой Лейсан Тагировны,

учителя информатики МБОУ «СОШ №13» города Альметьевска РТ.

Среди всех предметов, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано с высокими темпами развития технических и программных средств.

На урок информатики приходят учащиеся, родившиеся в эпоху персональных компьютеров. Ученикам невозможно представить себе мир без персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов.

Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование учителя. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее – личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

Учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед учителем информатики постоянно встает вопрос: «Чему учить? Как учить? Как научить ребенка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?»

Относясь к своему предмету ответственно и творчески, я считаю, что основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Для достижения этих целей учебный процесс построен мною таким образом, чтобы учащиеся испытывали доверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Работа учителя заключается в создании условий для раскрытия творческого потенциала учащихся через привлечение их к использованию новых информационных технологий и программных средств. Ведущей является идея максимальной помощи ученику через организацию творческой деятельности.

Проблема, над которой я работаю, «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики посредством использования новых информационных технологий ». Само название проблемы предусматривает применение в практике работы инновационных педагогических технологий, раскрытие творческого потенциала, умение показывать свои способности с помощью разнообразных приложений.

Активность личности немыслима без деятельности личности. Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства?

Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей учащихся, учителями активно используется метод создания проектов и творческих разработок.

Сущность творчества – в предугадывании результата. Роль компьютера в этом огромна. Предлагая учащимся выполнение заданий за компьютером, учителя предоставляют детям возможность стать исследователем, открывателем. Мы учим детей делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта.

Достаточный опыт преподавания позволил увидеть противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая.

Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных программах, отведенного на изучение информационных технологий.

В своей практике я пытаюсь придерживаться своей системы обучения, направленная на раскрытие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий. Ведь компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка. Оно сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию современных мультимедиа средств.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Такие возможности предоставляет использование на уроках технологии проектного метода обучения.

Благодаря этому учитель получает возможность расширить рамки учебного предмета. Ученик застрахован от механического заучивания теоретического материала, т. к. для разрешения проблемы, поставленной перед ним учителем, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях. Это способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проектный метод ориентирован на личность учащегося, на раскрытие его творческого потенциала. Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта учащихся и желания достичь ими личностно-значимого результата.

Цель моей методической системы – воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:

реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;

развивать творческую инициативу ученика;

воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Поставленные задачи решаю в ходе всего учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач – это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

предметную (способность применять полученные знания на практике)

Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило обратной связи, правило индивидуальности. Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью. Это приводит к повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.

О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

активный участник конкурсов различного уровня;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: