Описание методической системы педагога

Описание методической

системы педагога

автор: Удилова Татьяна Александровна,

учитель биологии, экологии

МКОУ «СОШ № 4» г. Называевска

Моя методическая система направлена на формирование ценностного отношения к здоровью, и сформировалась в течение последних пяти лет. Актуальность применения такой методической системы обусловлена наблюдениями психологов, физиологов, педагогов, статистическими данными показывающими, что уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей школьного возраста ежегодно падает. Причин этому много, в том числе, увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха детей. Поэтому на сегодняшний день проектирование здоровьесберегающей образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. На получение этого результата у обучающихся и нацелена моя методическая система.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю:

– систематизацию методических приёмов для разных типов уроков способствующих уменьшению утомляемости обучающихся;

– освоение современных образовательных технологий обучения и воспитания имеющих наиболее оптимальные возможности формирования ценностного отношения к здоровью;

– отбор и систематизацию релаксационных пауз и психогимнастических упражнений;

– освоение методик профилактической гимнастики и самомассажа точек по Уманской, которые можно применять на уроках.

Работа с учебным содержанием предметов экологии и биологии заключалась в систематизации учебных тем здоровьеформирующей направленности, обогащении учебного содержания информацией из дополнительных источников способствующей профилактике заболеваний и глубокому пониманию зависимости состояния здоровья человека от комплекса факторов воздействующих на него. Наличие банка источников информации подобранного к большинству тем здоровьесберегающей направленности дает педагогу возможность вести предметный разговор на уроках о способах сохранения здоровья, воспитывать культуру здоровья, разрабатывать компетентностно-ориентированные задания и привлекать к их выполнению обучающихся на уроке и вне его.

Основные методы, используемые при организации обучения частично-поисковый, проблемный и проектный используются для:

– стимулирования познавательного интереса;

– создания условий для овладения теоретическим стилем мышления;

– формирования готовности к саморазвитию, к самостоятельному конструированию и интегрированию знаний;

– развитию навыка защиты продукта собственной деятельности;

– развитию критического мышления.

Использование этих методов требует от учителя комплекса педагогических компетенций:

– в разработке рабочих программ, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений;

– в организации педагогической деятельности на уроке;

– в постановке целей и задач педагогической деятельности с вовлечением обучающихся;

– в мотивировании обучающихся;

– в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;

– в области личностных качеств,

а также системного подхода к использованию данных методов с целью получения стойкого результата, проявляющегося в принятии здоровья как наивысшей ценности и снижения уровня заболеваемости детей (хотя этот факт зависит также и от ряда других условий).

Средствами, обеспечивающими эффективную организацию процесса обучения и принятия здоровья как ценности являются:

– технологизация процесса обучения с учётом возрастных особенностей и соответствия содержанию учебного материала (ТРКМ, РИТС, игровая технология, проблемно-диалогического обучения, проектного обучения);

– повышение доли учебного времени отведённого для самостоятельной работы при наличии уровневой дифференциации заданий с учетом ведущих модальностей обучаемых;

– использование средств ИТ (мультимедийные презентации, флеш-анимации и др.) для облегчения восприятия большого объёма информации;

– включение в каждый урок мотивация на ведение здорового образа жизни, примеров для воспитания культуры здоровья, создание условий для личностного осознания ценности здоровья;

– использование

– регулярное проведение психогимнастических упражнений для профилактики утомления: обращение к притчам, байкам, нетрадиционным комплексам гимнастики. Данные приемы позволяют преодолевать психологический коммуникативный барьер с детьми любого возраста.

Основной организационной формой является урок. Но структура уроков зависит от выбранной технологии для овладения учебным содержанием и формируемых компетенций. Типология уроков рекомендуемых в рамках методической системы следующая:

Для изучения нового материала:

– урок изучения нового материала с учетом особенности технологии развития критического мышления – стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии;

– урок-практикум;

– урок-исследование;

-урок-путешествие;

– урок-проект.

Для закрепления и обобщения материала:

– деловая игра;

– урок-экскурсия (реальная или виртуальная);

– урок-дискуссия;

– урок-взаимообучения;

– урок работы с информационным материалом.

Для контроля знаний:

– урок-тестирования (открытые тесты с выбором одного верного или одного неверного ответа);

– урок комплексной проверки знаний с использованием тестов различных типов, биологического диктанта, работы с биологическими рисунками и пр.;

– урок защиты проектов.

Диагностический компонент является неотъемлемой частью методической системы и обеспечивает обратную связь. Выявление уровня сформированности ценностного отношения здоровья может быть произведено как через прямую диагностику, так и косвенно в процессе педагогического наблюдения, так как данный процесс включает в себя три «кита»: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование ЗОТ, как основного инструмента педагогической работы. Вместе взятые эти компоненты составляют единое целое – дорогу к здоровью. Фундаментальный принцип педагогической тактики при этом состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме – фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен запросить ее у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача педагога – научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос – данная работа направлена как на главную цель методической системы педагога, так и на формирование коммуникативной компетенции. Частично показателем сформированнлсти данной компетенции и достижения поставленной цели является наблюдаемая потребность детей в поиске ответов на вопросы: как добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков. Если за ответами на все эти вопросы ребенок обращается к учителю, то полученная от него информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике в ходе выполнения творческих исследовательских работ в рамках научного общества учащихся 9 – 11 кл. Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, но служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал. А в целом способствует достижению основной цели моей работы – развитию личности учащегося и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Принятие обучающимися здоровья как наивысшей ценности является показателем сформированности таких личностных УУД, как самоопределение и нравственно-этическое оценивание. Достижения принятия ценности здоровья большинством позволяет включить в процесс взаимного общения всех учащихся, репродуктивные задания заменять решением творческих учебных и практических задач, при этом внешние мотивы вытесняются формированием осознанного личного мотива на сохранение здоровья.

Для подтверждения действенности методической системы педагогом дважды проводилась диагностика обучающихся: в 2007/2015 и в 2010/2015 учебном году.

Для диагностирования им было предложено выполнить одно задание: «Распределите человеческие ценности, расположив их в том порядке, в каком они для вас значимы, начиная с наиболее значимого: дружба со сверстниками, успешная учёба, сохранение личного здоровья, возможность заниматься любимым делом, жизнь, здоровье родных, любовь».

Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики представлены на диаграммах (приложение 1, приложение 2) и свидетельствует о положительных результатах представленной методической системы.

Приложение 1

Результаты первичной диагностики

2007/2015 уч. год – учащиеся 5а класса в количестве 26 человек

Приложение 2

Результаты вторичной диагностики

2010/2015 уч. год – учащиеся 8а класса в количестве 25 человек

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: