Описание личного опыта Развитие интеллекта средствами физической культуры

Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждении

дополнительного образования детей

«Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр»

г. Калачинска

Развитие интеллекта дошкольников

средствами физической культуры.

Подготовила:

Андреева Татьяна Николаевна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ДООФСЦ»

Калачинск-2012г.

«Движение – это путь

не только к здоровью,

но и к интеллекту»

С. Н. Труфанов

Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день, так какинтеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде ребёнок должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому проблема интеллектуального развития детей приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. В связи с этим становится очевидным решение проблемы интеллектуального развития дошкольников. Известно, что под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса.

При анализе литературы я обнаружила только несколько работ, посвященных практической реализации этого вопроса (И. К. Спирина, 2000; В. А. Баландин, 2001; И. Н. Селиверстова, 2003; Ф. Р. Козицына, 2002).Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в практике дошкольных образовательных учреждениях.

Разрыв умственного и физического воспитания наблюдается и при анализе современных образовательных программ для дошкольников. Так образовательные

программы: «Одарённый ребёнок»; «Развитие» (разработанные авторским коллективом под руководством Л. А.Венгера и О. М.Дьяченко); «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой); «Истоки» (разработка центра «Дошкольное детство» им. А. В.Запорожца); «Детство» (разработка кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена); «Из детства в отрочество» (авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой), ориентированы на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Однако на практике каждое направление воспитания реализуется изолированно друг от друга, и имеют свои специфические задачи и средства их решения. Единство умственного и физического воспитания, являющееся ядром идеи о гармонично развитой личности на протяжении длительного времени носит декларативный характер и на практике не осуществляется.

Изложенные факты свидетельствуют о наличии противоречиямежду многочисленными теоретическими данными, подтверждающими наличие тесной взаимосвязи двигательного и умственного развития детей, и отсутствием системы их сопряжённого развития.

Из противоречия вытекает проблема поиска средств и методов, обеспечивающихнаибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности. К тому же, всвязи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию, актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание непосредственно образовательной области физическая культура должно быть направлено не только на развитие физических качеств, но и на развитие базовых качеств личности.

Таким образом, цельмоей педагогической деятельноститакова:Создание условий для интеллектуального развития детей в образовательной деятельности физическая культура.

Для достижения цели, поставила перед собой следующие задачи:

Провести анализ методической литературы и существующей педагогической практики с целью отбора материала направленного на развитие интеллектуальных способностей детей средствами физической культуры.

Разработать систему использования средств физической культуры, позволяющую личности развиваться интеллектуально и физически.

Внедрить в образовательный процесс разработаннуюсистему

Оценить эффективность использования данной системы в сопряжённом развитии умственных и двигательных способностей дошкольников.

В результате анализа методической литературы существующей в педагогической практикебыла собрана картотека подвижных игр, комплексов общеразвивающих упражнений, здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных форм работы, а так же были подобраны игровые приёмы, направленные на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Виды деятельности, средства и методы физической культуры умственной направленности и ожидаемый результат представлены в таблице №1.

Таблица №1. Виды деятельности, средства и методы физической культуры умственной направленности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: