Олимпиадные задания – классы

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[п р У т] – [ с’ й’ Э с т] – [м O л a т ] –

Составьте слово из звуков.

[ Ы ], [ р], [ ц], [ к ], [ у ], [ л’ ] – [ ч’ ], [А ], [ и], [ к ], [ р’ ], [ п ] –

Поставьте ударение.

Не был, положить, свекла, нефтепровод, хвоя, облегчить, позвонят, добыча, средства.

Произведите синтаксический разбор.

Холодный туман медленно затоплял озеро. (… )

В каких словах есть приставки?

Доверить, домашний, доброта, добежать, дорожный, докрасил, дорогой, доверху, добрать.

Замените словосочетания.

Музыкант, играющий на скрипке -……………………………………………………………..

Добрый человек -……………………смелый человек -…………………………….

Тот, кто любит шутить -…………………………женщина-повар -……………………………

Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Подпишите.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной ребёнок плохо спит. Больной плохо переносит лекарства.

Замените фразеологизмы одним словом.

Мозолить глаза – …………………………….зарубить на носу -………………………….

Клевать носом -………………………………витать в облаках -…………………………..

Как снег на голову -………………………….наговорить с три короба -…………………

Поставьте, где нужно, мягкий знак.

Подстереч…, у дач…, пять тысяч…, тягач…, ткач…, луч…, сбереч…, мелоч…, лихач…,

Запряч…, из-за дач…, стрич…, с круч…, кирпич…, усач…, доч…, богач, мяч… .

1. Расставьте ударение в словах.

Силосный, агентство, каталог, звонишь, творог, наскоро, инфинитив, пролила, красивее, вы правы.

2. Составьте слова из следующих звуков:

[ ы] [ к ] [ ц ] [ O ] [л ] [п]

[ и] [ р’ ] [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ]

[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]

3. Продолжите предложения:

Морфема – это……………………………………………………………………………..

Второстепенные члены предложения – это………………………………………………..

Синтаксис – это …………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

4. Подчеркните члены предложения.

Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.

5. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:

Плачу………………………………………плачу…………………………………………..

Пили……………………………………….пили……………………………………………

Полки……………………………………….полки………………………………………….

Гвоздики…………………………………. гвоздики……………………………………….

6. Определи слово по его лексическому значению.

– водитель автотранспорта – …………………………………………………………………-

– изображение предметов неживой природы – ………………………………………………

– декоративное праздничное освещение – …………………………………………………….

7. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

-не видно ни зги – …………………………………………………………………………….

– спустя рукава -……………………………………………………………………………….

– жить душа в душу -……………………………………………………………………………

– за тридевять земель – …………………………………………………………………………

9. Закончите пословицы:

Скучен день до вечера, …………………………………………………………………………

Любишь кататься – ……………………………………………………………………………..

Коня узнают по зубам, …………………………………………………………………………

10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий

5 класс

Задание 1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружье, роскошь, восхищение, еще.

Задание 2. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.

Единица, единство, единственный, единственно, соединение, объединенный, единственным, соединения, объединять, единичка, единицы.

Задание 3. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

Сп…ши стихи; не сп…ши, не торопись; пол…скать собач…ку; пол…скать белье; зап…вать песню; зап…вать лекарство; пос…деть на крыльце; пос…деть от горя.

Задание 4. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака.

Большой, громадный, колоссальный.

Гениальный, способный, талантливый.

Родимый, родной, близкий, кровный.

Противный, омерзительный, неприятный.

Устремиться, метнуться, ринуться, броситься.

Задание 5. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

Задание 6. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Ожог, стих, печь, мелок, жаркое?

Задание 7. Определите, к какому роду относятся слова.

Картофель, санаторий, кофе, какао, фамилия, простыня, молодежь, тополь, тюль, рояль, мозоль, шампунь.

Задание 8. Закончите предложения – подберите подходящее по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречиями.

Посиди да погоди: сказка будет … (впереди).

Черно-бурый медвежонок про себя ворчит … (спросонок).

На зеленую полянку вышел мишка … (спозаранку). Подымается петух, говорит с собою … (вслух).

Испугался вдруг щенок и пустился … (наутек).

(Из сказок С. Маршака.)

Задание 9. Простые предложения замените сложными, близкими по смыслу.

Проснулись неугомонные птицы и запели свои звонкие песни. Взошло солнце и обсушило холодную ночную росу.

Задание 10.Поставьте ударение в выделенных словах, объясните значение этих слов.

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

(И. Соколов – Микитов.)

Дорога дорога, но дороже бездорожье.

(Пословица)

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Задание 1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № правильного ответа):

Приставка и суффикс.

Приставка, суффикс и окончание.

Суффикс и окончание.

Приставка и окончание.

Задание 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным? (Обведи № правильного ответа):

Осенний.

Столовая.

Дождливый.

Жалобный

Задание 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е? (Обведи № правильного ответа):

Библиотека.

Морковь.

Дочь.

Мать.

Задание 4. В каком выделенном слове пропущена буква е? (Обведи № правильного ответа):

Об…жать слабых.

Сл…зать сметану.

Прим…рить друзей.

Прим…рять платье.

Задание 5. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а? (Обведи № правильного ответа):

Солнце выглянул…

Распустил…сь сирень.

Море разбушевал…сь.

Спортсмены прыгал…

Задание 6. Укажи слово с предлогом

(По)друга.

(По)забыть.

(По)года.

Задание 7. Укажи правильное значение выражения (обведи № правильного ответа):

Держать язык за зубами.

Лишиться дара речи.

Молчать, не говорить ничего лишнего.

Оказаться в смешном положении.

Заболеть.

Задание 8. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу. (Обведи № правильного ответа):

Не стыдно не знать, стыдно … .

Обманывать.

Не учиться.

Жадничать.

Зазнаваться.

Задание 9. В каком предложении нет глагола? (Обведи № правильного ответа):

Весь день бабушка пасёт корову на лугу.

Корова жуёт сочную травку.

К вечеру бабушка подоила корову.

Хорошо парное молочко!

Задание 10. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного (обведи № правильного ответа):

Ранней осенью.

В соседнию рощу.

К дремучему лесу.

Свежей зеленью.

Задание 11. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:

Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

Ответ: ______

Задание 12. Разбери слово перевозчики по составу:

Ответ: ___________________________________

Олимпиадные задания по русскому языку в 5 классе.

1. В каждой группе из четырех слов одно лишнее. Почему?

Бог, слог, враг, книг.

Друг, сапог, смог, мягкий.

2. Поставьте ударения в словах:

квартал, средства, револьвер, километр, отдал, камбала, петля.

3. Укажите, сколько раз встречается звук Т в предложении:

Документ подписан директором.

4. Составьте проект по схемам:

5. Объясните разницу в значении слов:

поступок – проступок, поглотить – проглотить, описка – отписка.

6. Определите состав слов: перчик, переплетчик, огурчик, избирательный, паровозоремонтный.

7. Можно ли к данным словам подобрать антонимы?

Отважный, здоровый, вчерашний, интересный, светлый, прошлогодний, белый, стальной.

8. Подобрать по 2 определения к словам: тюль, рояль, фасоль, мозоль, картофель.

9. Найдите и исправьте ошибки в выборе слов:

1. Миша одел шапку и вышел.

2. Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: