Окружающий мир Царство грибов класс

ГОУ СОШ № 603

Урок

по окружающему миру в 3 «Б» классе

Учитель: Магер Татьяна Валентиновна

Тема: Царство грибов

Цели урока:

Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.

Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.

Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.

I. Организационный момент

Ребята входят в класс, проходят и садятся на любой стул в кругу, к которому прикреплен лист дерева. Они все разные. Это необходимо для того, чтобы быстрее разделить детей на группы за столы.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Долгожданный дан звонок –Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре, Смело, четко говоримИ тихонечко сидим.

II. Повторение пройденного материала.

— Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.

— Ребята, а что такое лес?

— Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

— Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

— А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).

— Итак, мы отправляемся в лес на природу (фонограмма “Голоса леса”).

-Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать?

— Молодцы!

-Вспомните, что такое природа?

— Какая бывает природа? (Живая и неживая).

— Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

— Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой или неживой природы, сначала надо перечислить, что относится к живой природе, а потом – к неживой. Готовы?

( Проводится игра. На доске анимационные явления природы: дерево, трава, птицы, звери, радуга, камни, звезды, …).

— Молодцы. Какие вы внимательные!

— Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений).

III. Сообщение темы и задач урока.

— Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:

На поляне лесной, Под могучей сосной Старый старичок,

На нем бурый колпачок Колпачок на бочок, Кто в лесу бывает, Тот его и знает. (Боровик)

.- Что это? (это боровик). Верно. Речь пойдет о грибах. (Слайд 2)

— Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

— Существует даже целая наука, посвященная изучению грибов. Она называется “микология”.

(слайд 3)

— Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах).

— Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб-боровик (белый гриб) – всем грибам голова.(слайд 4)

Запись голоса боровика: “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.

— Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

— Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Опята, белый гриб, мухомор и т. д.)

(Применяю слова-эпитеты к грибам из произведения Даля “Война грибов”: волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки — старички; маслята – дружные ребята; лисички – сестрички и т. д.).

— Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”.

— Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (слайд 5)

— К вашим стульям прикреплен лист дерева, каждый вместе со своим стулом отправится в ту лесную лабораторию, где обозначен такой же лист на столе.

(Дети переходят в группы).

IV. Изучение материала.

— Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки – этот лесной трофей будете складывать в соломенные корзинки.

— Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

— Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

— А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

— Почему? (Они растут на земле).

— А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

— Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

— А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

— В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

— А к миру животных? (Тоже нет).

— Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).

— Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Слайд6)

— А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

— Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.

— Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными (слайд 7).

— Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок. (Слайд 8)

— Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть).

— Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка).

— В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название » плодовое тело”.

— Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).

— Молодцы. Запишите слева.

— А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?(Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

— Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

— А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”

— А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас?

— Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).

— А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).

— Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).

Содружество растений и грибов.

— Опытный грибник знает грибные места (слайд 9).

— О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами).

— Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…

— Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).

— У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.

— Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.

— Встаньте, ребята, пожалуйста!

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение изучения материала.

— Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.

— Продолжим наше путешествие по лесу. Мы нашли много грибов.

— А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.

— Как вы думаете, где мы их можем еще встретить? (слайд 10).

Показ гриба трутовика, который дерево точит.

— Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы (слайд 11)

— Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожалению, редки. Эти и другие не менее интересные грибы занесены в Красную книгу. В книге грибника-любителя Федора Федорова описаны и даже показаны в цветных иллюстрациях все грибы, встречающиеся в наших лесах.

— А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.

(Демонстрация продуктов питания, покрытых плесенью: хлеб, сыр и т. д.)

— Что это? (Плесень).

— А я называю плесень грибами.(Слайд 12)

-Рассмотрите плесень под микроскопом на рисунке и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб).

— Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).

— Можно назвать ее грибом? (Да).

— Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).

— Почему? (У нее нет шляпки).

— Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом?

(слайд13)

— Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся).

— Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.

Демонстрирую упаковку таблеток.

— А люди используют грибы в пищу? (Да).

— Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).

— Правильно. Молодцы.

— Я пришла к вам с непустыми руками,

Я пришла с грибами. (Cлайд 14 ).

— Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).

— Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.

— До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:

— Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).

— Это сморчки и строчки. (Слайд 15). Их называют грибы-“подснежники”. Они занесены в Красную книгу России. А еще есть грибы – “скороспелки” на деревьях – это вешенки. Их выращивают у нас в теплицах, налажено их производство.

– А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?

— Возьмите тест. Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”.

Идет работа в группах по тесту (запись “Голоса леса”).

— Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.

На доске прикрепляется ключ к тесту. (Проверка работы группы).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: