Односоставные предложения

Тема урока:

Односоставные предложения.

Цель урока:

Дать понятие об определённо личных предложениях.

Учить учащихся отличать односоставные предложения от двух составных.

Учить находить в о/л предложения в тексте.

Учить правильно, ставить знаки препинания в сложных предложениях, одно из которых односоставное.

Учащиеся должны знать:

Что такое односоставное предложение?

Знать чем выражено сказуемое в о/л предложении.

Должны уметь:

Находить в тексте о/л предложения.

Использовать о/л предложения в речи. разных стихах

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

— По наличию главных членов предложения делятся на…

— Что такое двухстороннее предложение?

— Приведите пример такого предложения.

— Какие предложения называются односоставными? Пример.

Заполнить таблицу (записать только номера предложений)

Двусоставные Односоставные

Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.

После долгого дождя и камни мостовой, и стены зданий серы.

В дорогу всегда собирались весело, дружно, без суеты.

Вот парадный подъезд.

С поля повеяло прохладой.

Колючим зноем дышит неподвижный воздух.

Работа по теме урока.

Раздаю всем карточки для наблюдения.

Люблю широкое раздолье

И в рощах трели соловья.

2. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.

3. С людьми советуйся, а своего ума не теряй.

4. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

-Кому принадлежит высказывание в предложении №2?

— А что такое пословицы?

— Определите тематику этих пословиц.

Задание: Во всех предложениях подчеркнуть основу.

— Определить, чем выражено сказуемое?

Вывод: Что называется определённо личным предложением?

Первичное закрепление материала.

На доске портрет С. Есенина и текст:

Не жалею, не зову, не плачу

Всё пройдёт как с белых яблонь дым,

Увяданья золотой охваченный,

Я не буду больше молодым.

— Кому принадлежат эти строки?

— Найдите в этом отрывке односоставное предложение. Докажите.

Назовите чем выражено сказуемое.

Как называются такие предложения?

Схема предложения: ________________________________________

Вторичное закрепление.

Читаю текст, учащиеся записывают.

Хорошо в осеннем лесу. Иду не торопясь, любуюсь замечательной погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья шевелятся, словно в них кто

— то ворочаются. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня ёж.

Найти односоставные предложения, определить, чем выражено сказуемое.

Найти предложение, соответствующие схеме:

________________________________________________________

Текст на закрепление нового материала.

Найти среди данных предложений односоставное.

Утро было особенно прекрасно.

Как себя чувствуешь, мальчуган?

Учиться хорошо – вот наша задача.

После недавней грозы воздух стал прозрачным, свежим.

Определить тип предложения.

Ночь как год.

— двусоставное.

— односоставное.

Отметить о/л предложения.

В лесу держался запах прелой травы.

Решите побыстрее мой вопрос.

Смотрю в простор необозримый и журавлям машу рукой.

Привет тебе, мой край любимый, навеки сердцу дорогой.

Какая схема соответствует предложению:

Россия встрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: