Один шаг от науки до искусства

Сценарий внеклассного мероприятия «Один шаг от науки до искусства»

для учащихся 6-х классов.

Учитель математики: Н. Ю. Нилушкова

Учитель ИЗО: Л. Н. Москалец

1 апреля 2015 год.

Цели и задачи мероприятия:

1.Образовательные:

— Повторить основные геометрические фигуры – прямоугольник, круг, треугольник, квадрат, ломаную линию (зигзаг).

— Знакомство с художниками и художественными направлениями (кубизм, супрематизм, абстракционизм), использующими геометрические формы в своих картинах.

— Расширить кругозор учащихся, способствовать развитию познавательного интереса.

— Создание учащимися предметного рисунка или картины из геометрических форм.

2. Развивающие:

— Активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

— Развивать творческое мышление учащихся, их гибкость, беглость и оригинальность, фантазию.

— Развивать способность детей к преобразованиям, своему видению предмета, креативному отношению к миру и себе; стремление к творчеству, увлеченность процессом творческой деятельности, способность к сотрудничеству.

— Развивать чувство собственного достоинства, самоуважения.

3. Воспитательные:

— Способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира. Воспитывать интерес к творчеству художников и любовь к искусству.

— Воспитывать более глубокое понимание себя, собственного внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).

— Воспитывать аккуратность в работе, умение рассматривать картины, внимание и усидчивость.

— Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Проблема развития творческого мышления школьников в процессе формирования геометрических понятий.

Результат: предметный рисунок или картина из геометрических тел.

При проведении мероприятия используются арт — технологии .

Ход мероприятия:

Орг. Момент.

Учитель математики:

Рисовать, как всем известно,

Очень – очень интересно!

Открывай альбом, тетрадку,

Начинаем по порядку.

Для начала нарисуем

Просто линию прямую.

После этого, дружок,

Нарисуем — ка кружок.

Получился из кружка

Кругленький воздушный шар.

Он, взлетая к облакам,

Хвостиком помашет нам.

Все мы когда – то были маленькими и рисовали, не задумываясь о том, что изображаем на рисунке не просто линию прямую или кружок, а геометрические фигуры. Давайте назовем известные вам геометрические фигуры. (Ответы учащихся) Это прямоугольник, квадрат, треугольник, линия (прямая или ломаная).

Оказывается, не только маленькие дети рисуют домики из прямоугольников и треугольников, солнышко – кружок, но есть и художники, использующие в своих картинах геометрические фигуры.

— Сообщение темы и цели мероприятия. Сегодня вы познакомитесь с некоторыми художественными направлениями, где используются геометрические формы и художниками –представителями этих направлений. Вас ожидает практическая часть: создание собственной картины или предметного рисунка из геометрических фигур.

3. Учитель ИЗО:

Презентация (приложение 2)

— Я вас познакомлю с направлениями художественного искусства, основанными на геометрических формах и художниками этих направлений (слайд 2) Все эти художники — авангардисты – абстракционисты ( объяснение – понятий).

Авангардизм (произошло от фр. avant-garde — передовой отряд) — совокупность экспериментальных, необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.

Кубизм (куб) – художественное направление во французском искусстве начала ХХ века, которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Все изображенное сводится к геометрическим схемам и кубам».

Абстракциони́зм (удаление, отвлечение) — направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение гармонии, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у зрителя разнообразные ассоциации.

— Геометрический абстракционизм — вид абстрактного искусства, композиции которого построены из ограниченного набора правильных форм и основных цветов.

— Супрематизм (произошло от лат. supremus — высший, высочайший, первейший) — направление авангардного искусства первой трети 20 века. Абстрактный геометрический стиль. Используются чистые локальные цвета. Фигуры погружаются в пространство, где властвуют законы динамики и статики (объяснение – статика и динамика в композиции).

— Пабло Пикассо (1881—1973), французский художник считается родоначальником «кубизма». В те годы в Европе было увлечение очень популярной традиционной африканской скульптурой. Она давала пример свободного обращения с формой — так, голова статуи могла быть больше тела, и при этом фигура выглядела очень выразительно. В своих работах художник дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров (слайд 3)

— Василий Кандинский великий русский художник ( родился в Москве, 1866- 1944г) . Кандинский является одним из основоположников абстракционизма. В историю искусства вошел своими композициями. Художник всесторонне использует в своих картинах точку и линию и замечает, что – это «скрещения, соединения, образующие собственный язык, невыразимый словами. «Все произведения, созданные Кандинским как «предметные», так и абстрактные, отличает динамичность, активность композиционного построения. Создается ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна (слайды 4-5-6).

— Малевич Казимир Северинович (1878 — 1935) На творчество Малевича повлиял кубизм, но автор разработал собственную систему абстрактного геометрического стиля, который в скором времени получил наименование «супрематизм». Художник чистыми локальными цветами писал геометрические фигуры, и погружал их в какую-то «белую бездну», где властвовали законы динамики и статики. (Супрематическая композиция). Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета над всеми остальными компонентами живописи (слайды 7-8).

Черный квадрат. Изображение черного квадрата на белом фоне многозначно: белый цвет — это сумма всех цветов, а черный — это отсутствие всякого цвета, то есть, в картине сочетается контраст „нечто — ничто“, „бытие-небытие“. Черный квадрат – это „дыра в бесконечность“. О нем до сих пор идут споры среди критиков искусства.

Соня Делоне известна в Европе и считается французским художником живописцем, хотя по происхождению она украинка (1885-1979г.) В ее абстракции присутствуют яркие краски, динамика движения, геометрические формы. Свои абстрактные рисунки перенесла в оформление тканей и интерьеров, иллюстрации к книгам, даже в росписи (тюбинге) машин (слайд 9).

Геометрическая живопись Георгия Курасова. Родился в 1958 году в СССР, тогда в Ленинграде. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Геометрические фигуры могут быть куда более интересными, если это тела настоящих людей, изображенных на живописных полотнах художником-кубистом. Удивительно лаконично художник Георгий Курасов вписывает реальность в пространство, поделенное на линии, будто он смотрит на мир через какое-то особое мозаичное витражное стекло (слайд 10).

Я надеюсь, что вас заинтересовало творчество этих художников. Вам самим предстоит сейчас побывать в роли художников – абстракционистов. Не бойтесь фантазировать в своих картинах. Создайте предметный рисунок или картину, используя геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, зигзаг и прямые линии. Предметному рисунку или картине дайте название. Ваши работы пойдут на выставку во время Недели математики, которая пройдет в середине апреля.

Я хочу вам показать предметные рисунки и картины из геометрических форм других учащихся (слайд 11).

( слайд 12) – творческое задание. Предлагаем космическую тему, фантастический город, абстрактный рисунок.

4. Практическая часть: работа индивидуально или в паре (самостоятельно). ( Звучит тихая мелодия).

5. Защита рисунков или картин. Что вы изобразили? Скажите название.

Рефлексия:

-Какие эмоции вызвали у вас направления живописи с которыми вы сегодня познакомились? ( Повторить направления). Назовите художников? Какие картины вам понравились?

6.Учитель математики: оказывается с помощью геометрических фигур можно узнать характер человека. (Приложение 3).

-Посмотрите на свои картины. Каких фигур вы использовали больше? Это значит, что они вам нравятся лучше, чем другие. Прочитайте о своем характере.

— На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо.

Уборка рабочего места.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: