Один день Нет вся жизнь

«Один день ? Нет, вся жизнь»

(Эссе)

Пантюхина Ирина Александровна – учитель МБОУ СОШ с. Б.Куганак

Многому я училась у своих наставников,

еще больше у своих товарищей.

Но более всего у своих учеников

Сквозь тьму проглядываются первые лучи раннего солнца. Нежные переливы света озаряют макушки спящих домов, солнечными зайчиками отражаются в окнах. Вместе с природой пробуждается мой поселок, старинный и современный, со своим прошлым и со светлым будущим. Весело звенит будильник, извещая о приходе нового трудового дня….

Доброе утро, моя милая школа. Как много связано с тобой: школьные годы, первые несмелые учительские шаги, первые взлеты и падения. Могла ли я подумать, будучи ученицей школы, что сегодня буду стоять у школьной доски и учить детей.. . И школа для меня — это не только место моей работы: она — второй дом, в котором есть и радость, и заботы, и проблемы.

Существует множество профессий и специальностей. Не стану делить их на главные и второстепенные. У каждой — свои оттенки, свои специфические черты. Но среди множества профессий я выбрала одну — учитель. Я считаю ее особенной, и не только потому, что ежедневно мы несем знания своим ученикам, а и потому, что способны почувствовать своего ученика, дать ему совет, помочь в трудную минуту, иногда просто поговорить по душам. Да, учитель постоянно должен чувствовать, что его работа, знания, мастерство необходимы людям, что каждый из нас нужен тем, кому завтра вступать в большую самостоятельную жизнь. Я думаю, что с этого и начинается профессиональный долг учителя.

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, то у них есть, своих детей

…Звенит звонок, я беру классный журнал и иду на урок. Каким ему быть и каким он может быть? Как его начать и как закончить? Как к нему подготовиться? Эти вопросы всегда волнуют меня, ведь мой день состоит из уроков. Любой урок немыслим без общения. И отнюдь не ограничивается передачей определенной информации. По моему убеждению, на уроках необходимо такое общение, когда главным становится развитие интереса к предмету, углубление знаний, постоянная направленность на поиск ответов на неожиданные, не увязанные с жизнью повседневные вопросы. Иногда я позволяю себе на уроке поговорить просто по душам, если вижу, что класс не способен воспринимать информацию. Наше призвание – открывать мир, и в этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга: если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». Когда это чувствуешь, становится легко и свободно. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука – не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.

Урок — дело серьезное. Он требует не только научного подхода к объяснению каждого явления и каждой закономерности сложной и разнообразной природы, но и творчества и поиска. А поиск — долг учителя. Можно добросовестно переписывать планы уроков и оправдывать себя тем, что так делается из года в год. Можно излагать содержание учебника и убеждать себя в том, что, мол, многочисленные хлопоты съедают все время и не оставляют ничего для творчества. Но стоп!!! Ведь каждый учитель должен знать, что не может работать, потому что не бывает творцов по обязательству, потому что учитель — это призвание! Народная мудрость гласит: мастер делает дело, дело делает мастера. Чтобы стать учителем-мастером, надо учиться всю жизнь! А учиться есть у кого — у детей, коллег, родителей. Ведь не зря говорят: учитель до тех пор сохраняет свое право учить других, пока он сам учится.

Я постоянно повышают свой кругозор, знакомлюсь с новыми методиками и опытом других учителей. Постигаю педагогическое мастерство через участие в заседаниях МО школы, района, посещая уроки, выступления с докладами. Много читаю педагогической и психологической литературы. Моя настольная книга — Л. В.Занкова «Беседы с учителями». Моя душа больше тяготеет к системе развивающего обучения. Начиная работу с детьми в 1 классе, на первое место ставлю развитие мотивации и интереса к учению. Второе место уделяю тренировке. Большое внимание уделяю планированию. Не начинаю новую тему, пока нет уверенности, что все дети усвоили материал. По каждой теме провожу тестирование. Тесты составляю сама и беру в педагогической литературе. Обязательно включаю вопросы, в которых от детей требуется применить полученные знания в нестандартной ситуации. С первых дней обучения мои дети знают, что уроки бывают разные. На одних нужно тихо сидеть и слушать учителя, на других — повернуться к соседу, слушать товарища или учить его чему — либо. Учу работать в парах, группах.

Любовь, доброта, искренность — качества, которые присутствуют в каждом учителе, и чем больше я отдаю себя своим ученикам, тем больше от них получаю. Все свои знания, умения, чувства, мысли я стараюсь внести в их сознание и детские души. Я воспринимаю своих учеников как людей будущего, которые по логике жизни должны быть умнее нас. Хочу поделиться некоторыми правилами, которые помогли мне в общении с детьми:

Меньше учите — больше делитесь, будьте откровенны.

Умейте слушать ребенка и чутко реагируйте на его настроение и чувства.

Сначала понаблюдайте за детьми, потом говорите так, чтобы они почувствовали, что их любят.

Да, учительская работа не из простых, она очень трудная. Только и тем, кого мы учим, тоже бывает порой нелегко. Ученика надо воспринимать целиком. А это значит, что со своими возрастными особенностями, умениями, знаниями он обязательно принесет в класс свои интересы, привычки, планы и устремления. Поэтому отношения между учителями и учащимися есть также и отношения между людьми.

… Идут годы, меняется жизнь страны, меняется школа, но остается неизменной роль учителя. От учителя ждут помощи в труде познания, в постижении логики бытия, в умении правильно оценивать действия и их последствия. Многое зависит от учителя. Кто, как не он, может увлечь, привить любовь к науке, ярко и доходчиво объяснить сложное и щепетильное, духовно поддержать, найти тот прием, который сделает труд познания радостным и счастливым? Нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновали вопросы, как их ребенок будет учиться в школе, как сложатся взаимоотношения с учителем, сверстниками, насколько будет его учение радостным и полезным. И именно от меня, первого учителя зависит, как родители будут относится к школе, станут ли верными соратниками, единомышлиниками. Мои дети уйдут к другим учителям, но связь с ними и их родителями не прервется. Я незримо буду присутствовать в семье каждого ребенка. Как не расплескать, не растратить то доверие, которое щедро дарят мне мои ученики и их родители? Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ребенка. Только глубокое уважение, доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представление о добре и зле. И это главное в моей педагогической деятельности. А еще нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» — утверждал И. Кант. так буду же наслаждаться ею, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

Завтра будет новый школьный день. Завтра на меня будут смотреть глаза. Глаза МОИХ учеников,светлые, ясные, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Наверное, это и есть стержень моей жизни, главная моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: