Обучение связной речи в классе по принципу преемственности с начальной школой лицея

Л. А. Неверова,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Обучение связной речи в 5 классе по принципу преемственности с начальной школой лицея

Каждое образовательное учреждение призвано научить школьника реали-

зовывать себя в динамичных социально – экономических условиях, уметь

адаптироваться к различным обстоятельствам. Несомненно, что одной из

характеристик личности сегодня становится коммуникативность, владение

культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных

сферах применения языка.

В связи с тем, что учащиеся начальных классов МОУ лицея № 29 изучают

русский язык по развивающей программе Н. В.Нечаевой, по показателям речевого развития они превосходят своих сверстников из общеобразователь-

ных школ. Возникает вопрос об учете особенностей школьников, обучающих-

ся по программе повышенного уровня, при осуществлении преемственности в преподавании русского языка в 5-6 классах.

Обучая пятиклассников связной речи, мы продолжаем совершенствовать коммуникативные компетенции учащихся, пробуждать их интерес к са-

мостоятельному творчеству, формировать индивидуальный стиль речи, вос-

питывать языковое чутье и вкус.

Главное в работе по развитию речи в 5 классе – обучение опыту соз-

дания текстов определенного жанра, закрепленного за той или иной сферой

общения. Ученики должны четко представлять цели и задачи своей работы,

так как обезличенные в жанровом отношении сочинения мало способствуют

развитию авторства. По нашему мнению, жанр, определяя лексику, вырази-

тельные средства, строй речи, развивает авторские умения, углубляет содер-

жательную сторону текста сочинения.

Обучение связной речи в 5 классе начинается с работы над готовым текстом, так как ученики уже имеют представления о тексте, типах речи,

основной мысли текста и т. д. Уроки, на которых отрабатываются те же уме-

ния, выполняются задания, что и в начальной школе, будут скучны и неэф-

фективны. Мы предлагаем учащимся разнообразные задания как на повто-

рение изученного, так и новые:

-подобрать к тексту заглавие таким образом, чтобы в них отразилась толь-

ко тема; только идея; и тема, и идея;

-объяснить заглавие, выбранное автором;

-по заглавию текста прогнозировать тип и стиль речи;

-составить текст по заданному типу и стилю речи;

-составить два текста одного стиля, но отличающиеся по типу речи.

Вызвать у школьников «потребность в коммуникации», по нашему мнению,

помогает функциональная стилистика. Введение учащихся в речевую ситуа-

цию дает возможность формировать речевые умения сознательным путем.

Работу по теме «Стили речи» в аспекте функциональной стилистики начи-

наем с демонстрации текстов, построенных на несоответствии стиля и рече-

вого оформления. Приведем пример. Представьте, что жена обратилась к

мужу с такой речью:

Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой

площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном

помещении общего пользования. В последующий период времени мною

было организовано посещение торговой точки с целью приобретения не-

обходимых продовольственных товаров.

Анализируя такие тексты, ученики осознают, что в зависимости от речевой ситуации об одном и том же можно сказать по-разному. Пятиклассники приходят к выводу, что официально-деловым стилем будет пользоваться

чиновник, научным – ученый, художественным – писатель, публицистичес-

ким –журналист, разговорным – школьник, родители. На этом этапе будет уместна «встреча» с этими людьми. Ребятам предлагается прослушать, как будет выглядеть информация о разразившейся накануне грозе в изложении

представителей пяти функциональных стилей. Ученики получают возмож-

ность убедиться, что стили существуют реально. На этом же занятии дети

выявляют характерные особенности различных стилей. Далее предлагаем перевести известные народные сказки в различные стилевые пласты.

Подобные задания школьники выполняют и при изучении типов речи. Например, во время работы над сочинением – описанием предлагаем

написать о внешности Колобка в художественном, научном и официально-деловом стилях. Приведем примеры работ пятиклассников:

Описание Колобка в художественном стиле.

Румяный Колобок желтый и круглый, как солнышко! Это мучной шарик, покрытый золотистой корочкой, с глазками-бусинками черного цвета и задорной улыбкой. Ап-

петитный Колобок так и просится в рот.

(Евтифеева Полина)

Описание Колобка в научном стиле.

Колобок – герой одноименной русской народной сказки. Имеет форму шара. Изго-

товлен вручную из остатков муки.

(Селезнев Артем)

Описание Колобка в официально – деловом стиле.

Колобок – хлебобулочное изделие. Состав: мука, вода, сметана, сахар. Не содер-

жит консервантов. Вес: 500гр. Годен до в течение 5 дней.

(Шель Вика)

Работая над обучением детей сочинению – описанию животного, предла-

гаем написать объявление о пропаже домашнего животного. Объявления

должны привлекать внимание, желательно нарисовать животное или ис-

пользовать фотографии. На следующем уроке классная доска превращается в «доску объявлений». Ребята с удовольствием знакомятся с работами своих

одноклассников. Далее дети обсуждают, соответствует ли речевое оформле-

ние работ официально – деловому стилю.

Следующий этап – подготовка к сочинению – описанию животного в ху-

дожественном стиле. Дети получают задание описать кота Матроскина из

произведений Э. Н. Успенского. После обсуждения темы, основной мысли и

структуры текста сочинения появляются такие работы:

До чего же похож на матроса этот необыкновенный кот! Он словно бы надел тельняшку. Светло – серые полоски на мягкой шерстке чередуются с темными.

На смышленой мордочке сверкают хитрые зеленые глаза. Треугольные ушки улав-

ливают каждый звук. Усы у зверька длинные, хвост пушистый. Матроскин ходит

важно, слегка покачивая полосатым хвостом.

Это необычный кот. Он умеет разговаривать, имеет солидный житейский опыт

и вполне человеческие мечты. С таким котом не пропадешь!

(Кузьмин Иван)

Изучая тему «Описание животного», дети углубляют знания о публицисти-

ческом стиле, знакомятся с репортажем. Школьники получают задание написать репортаж «В зоопарке». Естественно, что бесстрастно описывать

животных в зоопарке невозможно. У учеников появляется желание под-

нять проблемы, касающиеся жизни зверей и птиц. Так появляется проб-

лемная статья. Приведем отрывок:

Уважаемый директор зоопарка! Пожалуйста, обратите внимание на содержание

животных, примите меры по улучшению условий жизни ваших подопечных, так как

они заслуживают любви и сострадания со стороны нас, людей. Помните, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

(Бетина Дарья)

Работая над описанием животного, школьники получают знания о жанре

сравнительной характеристики. Пятиклассникам предлагается сравнить

кота Леопольда и Тома из мультфильма «Том и Джерри». Приведем отрывок

из работы ученика 5 класса А:

Эти популярные герои имеют ряд существенных различий как в характере, так и во

внешнем виде. Кот Леопольд отличается от своего заокеанского собрата тем, что

является добродушным и терпеливым существом, он педагог, стремящийся не наказать, а перевоспитать мышей, пользуясь при этом только мирными средствами. Том всегда пытается истребить своего соседа – мышонка Джерри.

Кот Леопольд гуманный, терпеливый. Том лицемерный, корыстный, жестокий.

Леопольд всегда предстает перед нами в человеческом обличии, в человеческой

одежде. Он даже носит большой бант на шее, что, несомненно, свидетельствует о

его дружелюбном характере. Том является простым котом со всеми характерными

признаками животного.

Леопольд – положительный персонаж, Том – отрицательный.

(Селезнев Артем)

С целью проверки теоретических знаний учащихся и практических рече-

вых умений и навыков в 5 классе А были проведены разработанные нами проверочные работы. Проверочная работа №1,№2, №3.

Итоги проверочных работ

Теоретические знания учащихся по разделу «Речь»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: