Обучение приемам Греко – Римской борьбы в партере

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовскойобласти начального профессионального образования

«Профессиональный лицей №49»

Урок по физической культуре по теме «Элементы единоборств» для обучающихся на первом курсе в профессиональных лицеях «Обучение приемам Греко – Римской борьбы в партере»

Разработал преподаватель физического воспитания

Просвирнин Алексей Иванович

Город Саратов 2012год

Одна из тем программы по физическому воспитанию в профессиональных лицеях «Элементы единоборств». Греко –Римская борьба больше всего подходит для изучения данной темы.

Исходя из задач физического воспитания, формирования всесторонне развитого подрастающего поколения, учитывая современный ритм жизни и подготовку молодых людей к службе в Армии, необходимо отметить, что раздел программы по физическому воспитанию Греко-Римской борьбы, как ни одна другая тема, решает эти задачи.

Во-первых, Греко-Римская борьба – это такой вид спорта, где предъявляются большие требования к соблюдению правил соревнования, гигиены, профилактике травматизма, приёмов страховки и самострахования. Это дисциплинирует, повышает чувство ответственности за свое здоровье и здоровье товарищей по группе.

Во-вторых, само содержание Греко-Римской борьбы предусматривает развитие всех групп мышц. Недаром многие художники и скульпторы, чтобы выразить красоту человеческого тела, в своих работах, искали вдохновения у борцов.

В-третьих, цель борьбы – это достижение победы над своим соперником в рамках правил. Трудности на этом пути формируют у учащихся настойчивость настойчивость, целеустремленность, мужество, смелость.

В-четвертых, достижения наших соотечественников, начиная с XIX века, биография их жизни, воспитывают у учащихся гордость за свою родину, желание приумножить её славу.

На занятия по Греко-Римской борьбе в профессиональных лицеях отведено 8 часов в год. За время обучения учащиеся должны освоить 5-7 приемов в стойке и 5-7 приемов в партере. Это минимум, который позволяет учащимся вести борцовский поединок. Также они должны знать историю Греко-Римской борьбы, профилактику травматизма, правила соревнований, терминологические понятия.

Раскрывая данную тему, необходимо обращать внимание на ряд особенностей:

1.Планировать Греко-Римскую борьбу лучше всего в первом полугодии после прохождения л/атлетики и акробатики. Учащиеся уже приобретут необходимую физическую форму и будут уметь выполнять акробатические упражнения: кувырки, перевороты.

2.Зная, что борцовский поединок проходит в тесном контакте, с проведением тех или иных приемов, большое значение имеет соблюдение гигиенических требований, а также профилактика травматизма. Костюм начинающего борца должен состоять из спортивных шорт, чистых носок и борцовской обуви с мягкой подошвой. Под шорты необходимо надевать бандаж или плавки. Обязательным условием для занимающихся должны быть: чистота тела, коротко остриженные ногти, короткие волосы.

Борцовский ковер, где проводятся занятия, должен быть без разрывов покрышки, маты плотно уложены и не отходить друг от друга.

Каждый учащийся или пара учащихся должны четко знать свое место на ковре. Проводить броски с середины на край. Поэтому, я определяю каждой паре не только место, но и направление движений, чтобы исключить возможность столкновения.

Если учащихся в группе много, то лучше разделить их на два отделения, чтобы они не мешали друг другу. Одно отделение отрабатывает приемы на ковре, второе занимается физической подготовкой на тренажорах.

3.Одна из важнейших особенностей Греко-Римской борьбы, это специальные физические упражнения. Они не только разогревают мышцы, но и развивают, готовя их для отработки того или иного приема /см. приложение №3 “Специальные физические упражнения”/.

На каждый раздел физического воспитания есть свое перспективное планирование. Планируя раздел “Греко-Римская борьба”, я исхожу из правила ”от простого к сложному”.

Изучения Греко – Римской борьбы идет на I курсе от простейшего переворота рычагом к перевороту забеганием с захватом руки на ключ, в стойке от перевода в партер к броску через бедро с захватом руки и шеи.

Рассмотрим реализацию основных задач физического воспитания на конкретном приему – уроке. Возьмем урок №1, план урока прилагается /см. приложение №1/. Я не зря беру первый урок. На этом уроке идет первое знакомство с Греко-Римской борьбой, поэтому очень важно с самого начала зародить у ребят интерес и желание изучать борьбу с целью дельнейшего физического и морального совершенствования. При подготовке к уроку, учитывая особенности Греко-Римской борьбы, я тщательно готовлю инвентарь, а перед уроком осматриваю самых учащихся с целью соблюдения гигиенических требований. На данном уроке после организационной части, чтобы заинтересовать ребят, я рассказываю о возникновении борьбы. При этом учитываю, что на дальнейших уроках я предлагаю обучающимся самостоятельно подготовить исторические справки. В первом знакомстве я даю общую картину развития Греко-Римской борьбы, от её зарождения до наших дней /см. приложение №3, историческая справка/.

После исторической справки идет общая разминка. Только после общей разминки я ввожу специальные упражнения, учитывая, что на этом уроке работают в основном группы мышц шеи или иных приемов, я подбираю определенного вида специальные упражнения.

Только после этого приступаем к отработке приемов. Но и здесь надо учитывать количество учащихся в группе, так как их с учетом индивидуальных особенностей, надо разделить на пары, чтобы все активно участвовали в процессе обучения. Зная, что я не в состоянии в полной мере уследить за каждой парой, заранее готовлю себе 2-3 помощников. Такой подход позволяет наиболее активно проводить урок.

Первый урок, первые навыки, первые приемы, конечно, заинтересовывают ребят, не в такой форме, как необходимо. Они только получили понятие “партера”,”стойки”, научились делать простейшие захват, но провести первый борцовский поединок ещё не в состоянии.

Для выработки соревновательного интереса, повышения эмоционального настроя учащихся, ввожу в первый урок и во все последующие простейшие формы борьбы. Это борьба за захват, борьба за равновесие, за площадь ковра, за выход на верх и т. д. . Простейшие формы борьбы учат, как правильно перемещаться по ковру, как правильно овладеть захватом. Закрепляют ранее полученные навыки, но уже в сопротивлении.

Учащиеся получили большую физическую нагрузку в ходе урока. Необходимо постепенно снизить нагрузку и привести организм в спокойное состояние. Для этого применяю упражнение на расслабление и внимание.

После того, как организм учащихся пришел в спокойное состояние, я перехожу к заключительной части урока. Сюда входит разбор выполнения отдельными учащимися приемов. Опять-таки привожу ту или иную историческую справку. Зачем я обращаю внимание на подготовку учащихся не только к этому уроку, но и к последующему, проводя тем самым профилактическую работу. Чтобы ещё больше заинтересовать ребят, даю задание о написании историко-позновательных рефератов о знаменитостях Греко-Римской борьбы.

Урок закончен, но следует отметить, что в первую очередь я отрабатываю приемы нападения. Изучение защитных действий я начинаю только после прочного усвоения нападающих приемов. Иначе атакующие действия другого. В этом случае структура приема и его правильное выполнение могут быть нарушены, что приведет к формированию навыка с возможными техническими ошибками.

Поэтому начинаю разучивать приемы без сопротивления только когда навык проведения данного приема достигнет определенной прочности. Необходимо его совершенствовать, проводить в сочетании с контрприемом.

Такая система отработки раздела:”физическое воспитание Греко-Римской борьбы” позволяет наиболее эффективно решить основные задачи физического воспитание, выработать определенные привычки, наклонности, черты характера, а также поднять физический уровень развития учащихся.

Приложение №1

План урока №1 по Греко – Риской борьбе для юношей I года обучения.

Тема урока: Ознакомление с историей Греко-Римской борьбы.

Обучение приемам борьбы в партере перевороту “рычагом”, перевороту “с захватом дальней руки сбоку”.

Цель урока: Формирование знаний о Греко-Римской борьбе. Изучение специальных подготовительных упражнений для для успешного выполнения приемов.

Задачи урока:

1. С помощью специальных упражнений развивать скоростно – силовые качества, координационные способности, ловкость, гибкость.

2. Воспитывать у учащихся на примере великих борцов чувство любви к родине, желание стремиться к физическому совершенствованию.

Место проведения: зал борьбы.

Продолжительность урока: 1час 30минут.

Инвентарь и оборудование:

Борцовский ковер.

Секундомер.

Ход урока.

1. Организационная часть – 5 минуты.

Построение, рапорт, проверка готовности учащихся к занятиям. Сообщение темы урока.

2. Историческая справка /см. приложение №3/.Доклад обучающегося -10минут.

3. Общая разминка -10мнут. Ходьба на внутреннем и наружном своде стоп. Бег с ускорением со сменой направления движения. Ходьба в приседе, прыжки в приседе. Упражнения на плечевой пояс: рывки руками; круговые вращения руками. Упражнения для мышц брюшного пресса. Упражнения на гибкость. Элементы акробатики: кувырки, кувырок прыжок через препятствие, перевороты боком.

4 Основная часть – 1час. Специальные упражнения – показ, объяснение. “ Качание” шеи на мосту, в упоре головой о ковер, забегание вокруг головы, перевороты из положения моста в положение упора. Упражнение с напарником: приседание с напарником на плечах, скручивание туловища – напарник на плечах, вставание со стойки на мост в в прогибе с поддержкой.

Отработка приемов. Основные положения борца – показ, объяснение. Переворот рычагом – показ, объяснение, опробование. Защита против приема. Переворот с захватом дальней руки сбоку – показ, , объяснение, опробование. Защита против приема.

5.Простейшие формы борьбы. Борьба за площадь ковра – выталкивание партнера из круга. Борьба за устойчивость равновесия – выведение из равновесие толчками, стоя на одной ноге. Борьба за захват – первый номер захватывает второго за запястье, второй освобождается.

6.Упражнение на расслабление. Бег с переходом на ходьбу.

Упражнение на внимание.

III. Заключительная часть – 10 минут.

Разбор выполнение разученных приемов. Оценка работы учащихся. Задание на дом.

Приложение №2

Примерное распределение учебного материала темы программы «Греко – Римская» борьба для I года обучения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: