Обучение письменной речи учащихся

«Инновационный опыт»

«Обучение письменной речи учащихся»

МБОУ Гимназия №17 Приокский район, г. Нижний Новгород

Ф. И.О. Барсукова Татьяна Ивановна

Образование Высшее

Педагогический стаж 40 лет, 6 месяцев

Квалификационная категория Высшая

Место работы МБОУ Гимназия №17

Направление инновационной деятельности Методическая разработка

Тема инновационного опыта Обучение письму, как виду речевой деятельности

Форма представления опыта Выступления на педсовете, районном семинаре

Дополнительные сведения Номинация методические разработки

-1-

Письменная речь учащихся

«Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь-способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л. С.Выготский, И. А.Зимняя, Tricia Hedge)

По ряду психологических соображений, связанных со школьными условиями обучения иностранному языку, центр тяжести в работе над письменной речью должен быть перенесен на домашнюю работу обучающихся. Таким образом, весь комплекс работ по указанным в программе разговорным темам, включающим развитие письменной речи, схематично мог бы быть представлен следующим образом:

1-й этап: устная работа в классе по отработанным для данной темы моделям

2-й этап: домашняя письменная работа учащихся для усвоения этих же моделей

3-й этап: устные речевые упражнения по данной теме в классе

4-й этап: домашняя письменная работа для развития письменной речи

Следует помнить, что характер задания по письменной речи зависит от двух факторов: степени языковой подготовленности учащихся и из возраста.

Первый фактор не нуждается в комментариях.

Между прочим, из педагогической психологии мы знаем, что от возраста учащихся во многом зависит степень их творческой самостоятельности в письменной речи. Младшие школьники значительно охотнее повторяют услышанное, чем продуцируют сами. Им легче повторить прочитанный текст теми словами, с помощью которых он составлен, чем пересказать его своими словами. Иначе говоря, они еще не могут самостоятельно «перекодировать» текст на свои слова. При составлении нового для них содержания учащиеся начальных классов пользуются, чаще всего отдельными, оторванными друг от друга предложениями. Между отдельными предложениями используются, главным образом, средства внешней грамматической связи.

Совершенно иначе поступают учащиеся старших классов. Они стараются полностью осмыслить содержание услышанного или прочитанного, а затем уже передать его по возможности своими словами. При этом изменяется сам характер текста во внутренней речи: текст составляется не по отдельным предложениям, а по смысловым частям. Внешние связи между отдельными предложениями и частями текста, выражаемые младшими школьниками с помощью союзов и наречий, старшие учащиеся заменяют связями внутреннего, логического порядка. В соответствии с этим и должна строиться система упражнений в письменной речи.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

-2-

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связанны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле, о графической форме письменного текста.

Письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).

Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное взаимодействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, передача информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.

Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения

К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся: поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания), записки (членам семьи, друзьям, коллегам по работе), вывески (на домах, учреждениях), этикетки (на товарных упаковках), подписи к рисункам, объявления инструкции, объявления (о поиске работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни), меню, рекламы, приглашения, соболезнования, личные письма, деловые письма, в частности письма о приеме на работу, благодарственные письма, т. е. b

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: