Обучение грамоте класс

Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования и науки России (№373 от 06.10.2009г.). Разработана на основе Примерных программ по русскому языку и литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы курса Н. В. Нечаевой «Обучение грамоте и письму». Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2015

Общая характеристика учебного предмета. Изучение литературного чтения и русского языка в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению) Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом требований координации устной и письменной речи. В программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе, как литературного чтения, так и русского языка. Интегрированный курс «Обучение грамоте и письму» рассчитан на 207 ч. из них: 115 ч. – предмет «Русский язык» 92 ч. – предмет «Литературное чтение».Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. Задачи курса: – овладение умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели;- овладение графическим действием как основой общеучебных умений в период усвоения грамоты;- формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст);- развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения, обогащение словарного запаса детей;- развитие коммуникативных умений: ориентироваться в книге, участвовать в диалоге, строить монологические высказывания.- воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств.

Результаты освоения предмета в период обучения грамоте.

Личностные: проявление интереса к занятиям по азбуке (или к отдельным заданиям); представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни, о языке как средстве общения, о русском языке как средстве межнационального общения; представление о своей семейной и этнической принадлежности; представление о правилах общения в школе, в классе; адекватное реагирование на обращение учителей; ознакомление с разными формами работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах).

Метапредметные : принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров действия; оценивание совместно с учителем результата своих действий, внесение соответствующих коррективов; первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи и в уме; осуществление пошагового контроля по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Предметные: поиск нужной информации на странице (или развороте) азбуки, «считывание» информацию с рисунков; понимание знаков, символов, моделей, приведенных в азбуке на с. 4-22, анализ объектов, представленных в рисунках, сравнение рисунков с опорой на выделенные учителем критерии; понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение ответа в устной форме; на основе анализа и сравнения группировка языкового материала по заданному основанию; подведение языкового факта под понятия: слово и предложение; речь устная и письменная; звуки-буквы, звуки гласные-согласные, согласные мягкие-твердые; соотнесение изучаемого материала с собственным опытом.

Содержание курса «Обучение грамоте» (207 часов)

Обучение грамоте (207 часов)

I. Развитие речевой деятельности (157 ч)

Общие сведения о речи (в течение курса).Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи. Устная речьНаблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чём можно просить и о чём нельзя. Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения. Письменная речьОриентировка в букваре и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно-популярные. Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои. Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов. Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью, с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами. Техника чтения и письмаФормирование аналитико-синтетического звуко-буквенного способа чтения с учетом мен звуков. Упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, “чтение” пиктограмм, схем слов и предложений, умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками и планами и проч. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, нанизывание петель на спицы, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей, актеров, составление схем слов и предложений под диктовку и проч. Графика. Техника письма. Списывание слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма. Письмо под диктовку слов, предложений, текстов.

II. Система русского языка (50 ч.)

Слово. Различение предмета, явления и слов их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета с буквенной схемой слова. Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменения их порядка в слове, замены одной фонемы, при перемещении ударения. Наблюдения существенных признаков имен существительных (предметность), глаголов (действие предмета), прилагательных (признак предмета), наречий (признак действия).Наблюдение связей слов в предложении по роду (женский, мужской, средний), и числу (единственное, множественное).Различение слов – названий и заместителей названий – местоимений (он, она, они, мой…) – понятие использует учитель. Общее представление о словообразовании. Корень. Родственные слова. Начальное (с опорой на рисунки) разведение понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова. Классификация слов по лексическому и грамматическому значению. Систематизация слов, обозначающих наименования предметов, созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Безударные гласные. Твердые и мягкие парные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. Непарные твердые согласные (Ж, Ш, Ц). Непарные мягкие согласные (Ч, Щ). Написание И, А, У после согласных Ж, Ч, Ш. Звонкие и глухие непарные согласные звуки. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Звуки-буквы. Гласные буквы, обозначающие один звук. Гласные буквы, обозначающие два звука. Буквы, не обозначающие звуков (Ъ и Ь).Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов. Предложение. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова. Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставных и двусоставных – без введения понятий) при сопоставлении со словом. Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложений – соответствующие знаки в письменной речи). Большая буква в начале предложения, знаки (. ? !) в конце. Объединения слов в предложения, выделение предложения из текста. Наблюдения смысловой зависимости содержания предложений от изменения форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов, частицы не), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность. Связи слов в предложении (по вопросам).Выделение в предложении (двусоставном) предмета речи и его действия (основы предложения) – главных членов предложения.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу периода обучения грамоте

Иметь представление о следующих связях:-между целью, адресатом, местом общения и формой общения-между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными)-между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов)Владеть общеучебными умениями:-соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;-адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников-слушать и отвечать на заданный вопрос-ориентироваться в азбуке и тетрадях по чтению и письму-различать языковые явления по названным признакамЗнать:-признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);-оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится знак (. ? !);-звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);-признаки гласных и согласных звуков;-признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;-написание гласных А, И, У после согласных Ж, Ш, Ч, Щ;-алфавит. Уметь: – использовать необходимые правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми; – голосом показывать различия в цели высказывания;-пользоваться учебными книгами;-читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-30 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;-списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;-писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий изученные орфограммы и пункгограммы (оформление предложения, сочетания ЖИ, ШИ, ЩА, ЧУ, ЩУ, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с Й);-соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме;-различать на слух звуки речи;-различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;-определять место ударения в двусложных словах;-делить слова на слоги;-находить в ряду слов родственные слова;-применять правило написания слов с гласными И, А, У после согласных Ж, Ш, Щ, Ч, переносить слова по слогам, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? !).Кроме названного, школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и представлениями:-осуществлять группировку языковых явлений;-иметь представление о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов; о родственных словах. Обучение грамоте является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в курсы «Русский язык» и «Литературное чтение».

Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: