Обучение грамоте класс Буква мягкий знак

26.11.13.

Тема: Буква «ь» – показатель мягкости согласных звуков.

Цель: познакомить учащихся с новой буквой.

Задачи:

Формировать навык чтения слов с «ь» – показателем мягкости согласных звуков.

Добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука.

Продолжить формирование умений работать с предложениями.

Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сейчас у нас урок обучения грамоте. К нам на урок пришли гости: воспитатели вашего детского сада. Они захотели узнать, чему вы научились за такой короткий промежуток времени, как вы повзрослели. А ещё у нас в гостях солнышко (на доске рисунок большого улыбающегося солнышка).

– Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу:

« Я хочу много знать!».

– Я желаю вам успехов!

2. Актуализация знаний, сообщение темы урока.

– А чем мы занимаемся на уроках обучения грамоте (чтения) ?

– Именно этим мы будем заниматься и сегодня.

– Ребята, любое дело нужно начинать с разминки.

Вспомните и назовите все изученные нами буквы.

А О У Э И Ы Р М Л Н Й Я Е Ё

– На какие две группы можно разделить эти буквы? ё

(Гласные и согласные)

– Назовите согласные буквы. (л, р, м, н)

– Что общего у данных букв? (согласный, звонкий, твёрдый или мягкий звук)

– А какой изученной согласной буквы здесь нет? Почему?(й – только мягкий звук)

– Назовите гласные буквы. Почему они так называются?

– Ребята, а на какие 2 группы можно разделить гласные буквы?

(А, О, У, Э, Ы – указывают на твёрдость согласного; И, Я, Е, Ё, Ю на мягкость согласного)

– А на какие 2 группы можно разделить эти гласные, почему? ( и – один звук; я, е, ё, ю – могут обозначать два звука, а могут и один звук).

– Когда эти буквы могут обозначать два звука?

(Когда они стоят в начале слова, и когда после гласной буквы).

– Когда эти буквы обозначают один звук?

– Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, которая имеет очень необычные свойства. Не зря её называют фокусником.

3. Изучение нового материала.

а) создание проблемной ситуации.

– Отгадайте загадку:

Зимой и летом одним цветом. (Ель.) Это дерево нам хорошо знакомо. Ель – жительница наших северных краев. А совсем скоро ель можно будет увидеть и в наших квартирах на Новый год.

– Давайте произнесём слово медленно.

– Произнесём 1 звук, 2 звук, 3 звук.

– Охарактеризуйте 1 звук, 2 звук, 3 звук. Ученик у доски – характеризует и ставит соответствующие модели звуков.

– Посмотрите на 2-х уровневую схему.

[ й,] [ э ][ л,]

– Ребята, а теперь давайте дополним 2 уровень схемы. Обозначим звуки буквами. Ученик у доски.

[ й,] [ э ][ л,]

Е Л

– Давайте теперь прочитаем слово. Что получилось? (Ел).

– Ребята, как же так? Ведь у нас согласный [ л,] – мягкий?

– Кто может прояснить ситуацию? (нужна буква «ь»).

б) знакомство с буквой.

– Посмотрите, как выглядит буква.

– Что вы можете сказать про эту букву? На что она похожа? (половинка буквы Ы, перевёрнутая Р)

Нарисуем мягкий знак

Нежно, капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит,

Слово мягко зазвучит.

4. Физкультминутка.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И тихонечко уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

в) «чтение» двухуровневых схем (учебник с. 45)

– Ребята, откройте учебник на с. 45. Рассмотрите рисунки вверху. Кого вы видите на втором рисунке?

– Что делал заяц? (он ел).

– Сравните слова «ель» и «ел». Как произносится последний звук в этих словах?

– Почему в слове «ель» звук [ л,] произносится мягко?

(Его смягчает мягкий знак).

– Рассмотрите 3 рисунок. Кто здесь изображён?

– Кто знает, как называется эта рыба? (Линь).

– Произнесите последний звук ( [ н,] ).

– Почему этот звук произносится мягко? (Его смягчает буква «ь»).

– Ребята, какой же вы можете сделать вывод?

(Буква «ь» знак – показатель мягкости согласных звуков.)

– Посмотрите, что вы видите в самом верху учебника? (Это схемы звуков).

– Что с ними сделали? (их перечеркнули).

– Почему? Какой вы можете сделать вывод? (Буква «ь» – звука не обозначает).

5. Закрепление изученного материала.

– Чтение буквосочетаний с мягким знаком.

а) чтение слогов и слов по учебнику; с. 45.

– Прочитайте слоги и образованные от них слова «цепочкой».

– К слову «мыльный» придумайте подходящее по смыслу слово.

– Что обозначает слово «пузырь» (Это слово-предмет.)

– Каким цветом раскрасим прямоугольник (розовым цветом).

– Чем различаются слова «мел» и «мели»?

– Кто такой олень?

– Составьте с этим словом предложение.

– Объясните значение слов: «моль», «рояль», «лунь», «омуль».

(Лунь – хищная степная птица. Рояль – музыкальный инструмент. Омуль – рыба семейства сигов)

6. Физкультминутка.

б) чтение предложений и их анализ;

– Посмотрите на записи внизу учебника. Что вы видите? (Это предложения).

– Почему вы так считаете?

(Начало написано с заглавной буквы, а в конце стоят точки).

– Прочитайте первое предложение.

– Сколько слов в этом предложении?

– Назовите первое слово. Что это за слово? ( «У» – это слово-помощник).

– Назовите второе слово? Третье? Что это за слова? (Это слова предметы).

– Посмотрите на второе предложение

– Что вы должны сделать? (Нужно вставить слово).

– Прочитайте начало предложения. Какое нужно вставить слово?

Что это за слово? («Играет» – слово действие).

– Каким цветом должен быть закрашен прямоугольник? (Синим цветом).

– Прочитайте третье (четвёртое) предложение. Сколько в нём слов?

б) работа в парах.

– А сейчас мы с вами должны подумать, как действовать, если при обозначении звуков в слове мы столкнёмся с буквой Ь. Работать будете в парах. Не забывайте о правилах работы в парах: обсуждать все действия, приходить к единому мнению, результат должен быть общим – одинаковым.

– Вам нужно обозначить звуки в словах и записать количество слогов, букв, звуков – моль и рояль.

– Если справились – поднимите руки. (Проверка, отметить лучшие работы)

– Молодцы, вы умеете договариваться. Почти все отлично справились с работой.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

– Ребята, что же нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Продолжите фразы: «Я знаю…», «Я умею…».

– Какую роль в русском языке выполняет буква «ь»? Почему её называют фокусником?

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится!

– А теперь посмотрите друг на друга. Что вам хочется сделать?

– Улыбнитесь друг другу. Скажите, какое у вас настроение?

– У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали и меня и гостей.

– Спасибо вам»! Урок закончен!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: