Обучение дошкольников релаксации

Обучение дошкольников релаксации проводится в несколько этапов.

Iэтап — пропедевтический. Ребенка учат полностью расслабляться. При этом широко используется показ и тактильная помощь. (Например, упражнения: «Роняем руки», «Трясем кистями», «Стряхиваем воду с пальцев», «Мельница» и др.)

Необходимо улавливать точную локализацию ощущений.

(Психолог должен взять руку ребенка, встряхнуть ее, погладить спинку, определяя, где напряжение.)

На каждом занятии разучивается не более одного упражнения. Обучение можно осуществлять как индивидуально, так и с подгруппой детей (2—3 чел.).

IIэтап — обучающий.

Ребенка учат отличать мышечное напряжение от расслабления мышц, чувствовать разницу между этими двумя состояниями без фиксации внимания на дыхании (игры с шишками, песком, «Кулачки», «Пружинки»,«Шарик» и др.).

IIIэтап — обучение мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании.

После того как ребенок научится выполнять отдельные упражнения, направленные на расслабление мышц рук, ног, туловища, шеи, лица, из данных упражнений можно составить тренаж и проводить с подгруппой детей (5—6 чел.) без использования «формул самовнушения» — это и будет IV этап.

V этап — введение «формул самовнушения», обучение детей навыкам проговаривания их про себя (с шестилетнего возраста).

При составлении комплексов для релаксации дошкольников необходимо учитывать специфику детского восприятия. В силу того что у них хорошо развито воображение и превалирует наглядно-образное мышление, желательно, чтобы названия упражнений и их содержание носили образный характер.

Важно учитывать и возрастные особенности. Детям 5—7 лет гораздо легче расслабиться и получить удовольствие от выполняемых упражнений, если тренаж будет построен в игровой форме.

При релаксации желательно использовать тихую мелодичную музыку, которая поможет детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Если определенная мелодия постоянно сопровождает один и тот же тренаж, то организм ребенка сам настраивается на ее восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает

при первых звуках музыки. Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать ряд правил.

Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

При выполнении упражнений используются различные позы: лежа, сидя и даже стоя.

Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности.

При проведении релаксации целесообразно использовать комплекс определенных приемов: контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и самовнушение.

Нельзя в спешке заканчивать релаксацию.

Внимательно следить за самочувствием и состоянием детей после релаксации: если взрослый замечает, что ребенок испытывает страх, повышенную возбужденность, напряжен, то надо выяснить причину и при необходимости прекратить занятия. Причины возникновения такого поведения могут быть разными: неверно понятые и, следовательно, неправильно выполненные упражнения; неадекватность психики ребенка, которая не позволяет ему заниматься релаксацией в коллективе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: