Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Буратино»

Опыт работы

Тема «Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге»

Воспитатель первой квалификационной категории:

Афанасьева А. А.

Только – то в человеке прочно и надёжно, что

всосалось в природу его, в его первую пору жизни.

Ян Коменский

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т. е. охрану их жизни и здоровья.

Закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.95 г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определили права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.

С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Только за пять лет – с 2009 г. по 2014 г. – в России произошло около 800 тыс. ДТП. В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек.

Каждый девятый (10,9%) из всех пострадавших в ДТП – ребёнок в возрасте до 16 лет, а погибших детей за пять последних лет было 8 582 человека.

«Ситуацию, когда Россия теряет без малого 40 тыс. своих граждан, из них 2 тыс. детей ежегодно, иначе, чем национальное бедствие, оценивать нельзя», – отметил в докладе «Совершенствование государственной системы управления безопасностью дорожного движения в РФ» заместитель Министра транспорта РФ Л. П.Насонов на научно-практической конференции по обеспечению безопасности дорожного движения.

Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Я начала эту работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовали анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.

Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.

Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек. высказывание С. Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему» – стала девизом такой работы.

Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.

Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.

Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя». Главная её цель, по моему мнению, – формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым – является слово «осознанного».

Для решения этой цели поставила следующие задачи:

Познакомить детей с правилами дорожного движения;

Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;

Сформировать умения применять полученные знания в жизни;

Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:

Ребёнок – пешеход;

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);

Ребёнок – пассажир;

Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т. д.).

Опираясь на результаты диагностического исследования построила систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения, начиная с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному. Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, дополнительно я использую программу Т. И. Даниловой «Обучение детей дошкольного возраста ПДД». На базе этих программ – мною разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (Приложение 1).

Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения, провела диагностику. Определила показатели и уровни оценки знаний детей.

Показатели:

– Знает и умеет различать средства передвижения по видам: водные, воздушные, наземные

– Различает и называет специальные виды транспорта («полиция», «скорая», «пожарная»), объясняет их назначение

– Различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «зебра»,островок безопасности т. п.

– Знает и соблюдает элементарные правила поведения на проезжей части.

– Знает и соблюдает элементарные правила поведения в общественном транспорте.

Уровни оценивания:

4 балла – ставится, если ребенок самостоятельно правильно ответил на задание.

3 балла – педагог оказывал незначительную помощь в решении задания.

2 балла – помощь педагога значительна.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Результаты формирования у детей знаний, умений и навыков соблюдения правил дорожного движения на начало года (2015-2014 учебный год):

Таблица 1.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: