Обучение детей игре в Баскетбол

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ

Учитывая значимость разносторонней двигательной активности детей, я решила обучать их игровым действиям с мячом. Передо мной стояла задача научить детей владеть мячом, а воспитанников подготовительной к школе группы играть в баскетбол.

Обучение игре начала с подготовительных упражнений:

ловля и передача мяча;

ведение мяча на месте, попеременно правой и левой руками;

отработка прыжков в высоту с разбега;

метание на расстояние;

разучивание подвижных игр с мячом (по пособию Э. И. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников»).

Затем разработала систему физкультурных занятий, включая в них подводящие упражнения к игре в баскетбол.

Как предлагает А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаев в книге «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», проводила поэтапное формирование игровых умений и навыков. Вначале познакомила детей со структурой прыжка в целом (при этом акцентировала внимание на энергичном равноускоренном разбеге с сильным отталкиванием, взмахом руки, подтягиванием коленей к животу во время полета). А затем научила их мягко приземляться на обе ноги. Для обучения метанию использовала упражнения с сопротивлением и отягощением (набивные мячи массой до 1 кг).

Проводила такие упражнения: предлагала детям разбиться на пары и встать у черты друг против друга на расстоянии 6-8 см, опереться ладонями, стараясь не уступать своей паре, не пускать его на свою сторону.

Для развития глазомера предлагала различные формы построения: на расстоянии одного шага друг от друга (2-3 шагов) давала задание определить на глаз, сколько шагов до линии и т. д. Затем проводила игры с передачей и ловлей мяча: «Мяч водящему», «Поймай мяч», «Борьба за мяч» и т. д. При этом стремилась к тому, чтобы они остались довольны игрой и хотели бы еще поиграть.

Учила брать мяч на уровне груди обеими руками: пальцы расставлены, кисти лежат сзади-сбоку, мышцы рук расслаблены. Это упражнение полезно закреплять в играх: «Вызов номеров», «Обгони мяч» и т. д.

Очень важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять стойку баскетболиста, чтобы успешно выполнять любое действие с мячом. Необходимо также познакомить их с правилами игры в баскетбол. Я предложила ребятам выучить их:

мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении;

ударять по мячу кулаком или ногой запрещается;

с мячом в руках можно сделать не более трех шагов, затем нужно выполнить передачу, бросок или ведение;

нельзя вести мяч двумя руками;

следует быстро занимать место для игры;

начинать, прекращать игру можно только по сигналу, играть дружно, выручать товарища по команде.

На первых порах при передаче мяча большинство детей толкали его обеими руками, широко разводя локти в стороны. В процессе обучения я напоминала, что локти надо опускать, а мяч бросать на уровне груди партнера, сопровождая его взглядом и руками. Познакомила детей с тем, как можно передавать мяч одной рукой. В таких случаях мяч бросают от плеча правой и левой рукой.

В обучении детей игре в баскетбол необходимо учитывать индивидуальные особенности ребят, например: в игре «Мяч водящему», водящий выполняет более трудные задания, поэтому им назначала ребенка, который хорошо владеет мячом. Детям, которые не научились отбивать и водить мяч, я давала задание провести его между поставленными кеглями, не опрокидывая их. Подбор игр и упражнений с учетом возможностей каждого ребенка помог быстрому формированию навыков владения мячом, общему развитию всех детей, как менее подготовленных, так и более сильных.

Когда дети освоили основные элементы игры: ведение, передачу и броски мяча, я предложила им поиграть в баскетбол. И здесь дети стали допускать неожиданные для меня ошибки: каждый стремился сам забросить мяч в корзину, не передавая его товарищу по команде. Пришлось повторить еще раз правила игры.

В процессе игры у ребят сформировались навыки рационального применения различных способов ведения мяча, у них развился глазомер, выработалось умение уступать друг другу. Они научились контролировать траекторию полета мяча. Под воздействием игры укрепился опорно-двигательный аппарат детей, сформировались нравственно-волевые качества. Улучшились бег, ходьба, прыжки, так как эти движения приходилось выполнять в постоянно изменяющейся обстановке.

Следовательно, обучение основным приемам владения мячом в игровых условиях благоприятно сказалось на физическом развитии детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: