Обучение детей — го года жизни начертанию цифр

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

I. Теоретико-методические основы проблемы формирования у дошкольников представления о цифрах…………………………………………………………4

1.1.История возникновения цифр……………………………………………….4

1.2. Специфика формирования представлений о цифрах у дошкольников…..6

1.3. Методики ознакомления дошкольников с конфигурацией цифр…………9

II. Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников седьмого года жизни начертанию цифр……………………………………………………13

2.1. Особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о конфигурации цифр………………………………………………………………13

2.2. Методика обучения детей седьмого года жизни начертанию цифр……..14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список используемой литературы……………………………………………..19

Приложения

Введение

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка. Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна и менее важна: математические вычисления — это одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. В цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Вторая причина гораздо важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать развитию интеллекта.

Когда мы употребляем слово «цифра», то имеем в виду символы, которые обозначают количество — 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово «число», то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять. Именно в этой разнице — между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключено преимущество детей перед взрослыми.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте педагоги начинают формировать у детей понятие «цифра». Поэтому важно знать особенности восприятия детьми цифр, знать методику ознакомления дошкольников с цифрами.

I.Теоретико-методические основы проблемы формирования у дошкольников представления о цифрах

1.1.История возникновения цифр

Условный знак – цифра – сформировался значительно позднее числа. Потребовались также многие тысячелетия, чтобы человек научился изображать число условным знаком – цифрой [1]. Происхождение цифр у каждого народа различно. Так, например, в древнем Египте цифры вначале были в виде реальных рисунков предметов. Единицу обозначал шест, а миллион – человек с поднятыми вверх руками. Подобная зарисовка отнимала очень много времени. Рисунки становились все более схематичными, превращаясь в специальные знаки – иероглифы (до настоящего времени некоторые народы пользуются иероглифами.) (см. приложение1) У древних вавилонян письменные знаки напоминали клинья, поэтому и цифры назывались клинописными. Они выдалбливались на глиняных дощечках. Знаки различно расположенные, означали разные числа [1]

У некоторых народов цифры обозначались буквами. У древних греков и финикийцев это были буквы начальных звуков слов – числительных. Такая нумерация называлась Геродиановой, по имени историка, открывшего ее. Позднее вместо начальных букв слов-числительных стали пользоваться буквами алфавита по порядку. Такая система обозначений носит название алфавитной нумерации. Она была более удобной, чем Геродиановая, и утвердилась в Греции [3]

На Руси была принята тоже алфавитная система цифр, называемая славянской нумерацией. Создателями ее для южнославянских народов были в IX в. Братья Кирилл и Мефодий. Она состояла из 27 букв грекославянского алфавита; чтобы отличить цифры от букв над ними ставился особый значок, носящий название «титло». В западноевропейских странах в средние века пользовались римской нумерацией. Она состояла из 7 знаков (см. приложение 2). Остальные цифры представляли собой сочетания указанных знаков последующим правилам: если высший знак стоял правее низшего, последний надо было вычитать из высшего — если же высший знак предшествовал низшему, последний надо было прибавлять к высшему.

Различные виды письменной нумерации были постепенно вытеснены наиболее удобной арабской нумерацией, в которой имеется 10 цифр для обозначения каждого из девяти первых натуральных чисел и нуль (для обозначения отсутствия единиц): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. В настоящее время данной нумерацией пользуются во всех цивилизованных странах [4]. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» в подготовительной группе стоит задача познакомить детей с цифрами от 0 до 9. В программе «Радуга» предлагается знакомить детей старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет) с некоторыми конкретными знаками (буква, цифра, дорожные знаки, нота и пр.). В программе «Детство» предлагается учить детей среднего дошкольного возраста (5-й год жизни) обозначать количество числом и цифрой в пределе 5 – 10. Устанавливать связь между числом, цифрой и количеством [4].

1.2.Специфика формирования представлений о цифрах у дошкольников

Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. Знаки и символы включаются в предметную деятельность детей 7-го года жизни, прежде всего, для решения задач, близких к жизненным, а затем уже математических. Это делает более понятной и мотивированной в дальнейшем математическую символику и задания, предполагающие выполнение кодирования/декодирования.

Формировать у детей 7-го года жизни представлений о цифрах необходимо, т. к. этот период жизни ребенка — период активного ознакомления со знаковой культурой. Опыт практической педагогики показывает, что если ребенок в том возрасте не получит хотя бы общих представлений об образном начертании числа, то его ожидают большие трудности в обучении начальной математике [5].

Основоположники системы дошкольного образования, математического образования дошкольников Я. А. Каменский и И. Г. Песталоцци считали, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно[6].

В педагогических сочинениях отца русской дидактики К. Д. Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т. д., которые не жаль было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т. д. Считать следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т. д. Ушинский говорил, что надо просто «приучить дитя распоряжаться с десятком совершенно свободно — и делить, и умножать, и дробить…». И видеть образную символику числа, добавим мы. Только тогда ребенок сможет «узнавать» число при чтении и пользоваться образом числа для передачи своих мыслей на бумаге [7].

В истории педагогики достаточно широкое применение получила система математического развития детей М. Монтессори. Суть её в том, что когда трёхлетние дети приходят в школу, они уже умеют считать до двух или трёх. Потом они легко научаются нумерации. Одним из способов обучения нумерации М. Монтессори использовала монеты. «Размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребёнка».

Из множества различных взглядов на возникновение у детей понятия о числе и цифре можно обозначить три наиболее характерных [9].

Немецкий педагог В. А. Лай утверждает, что понятие числа возникает у детей путём непосредственного восприятия, т. е. если ребёнку дать несколько предметов (от 10 до 12), расположенных правильными фигурами, то он может узнать число этих предметов сразу, не считая их. И сообразно с этим, сторонники непосредственного восприятия чисел первоначальное обучение арифметике обосновывают на так называемых числовых фигурах, т. е. на группе одинаковых значков или тел, расположенных в определённом порядке. Другой взгляд о том, что числовое понятие возникает только посредством счёта. Третий, что «понятие числа психологически получается, как результат измерений. И сообразно с этим в начале обучения на первое место выдвигается изучение количественной изменяемости величин и их функциональной зависимости». В каждом из этих мнений есть доля истины. Совершенно верно, что понятие о числе может возникнуть путём непосредственного восприятия. Точно также справедливо, что представление числа может возникать путём счёта или восприятия знака (цифры).

Известный психолог Прейнер в одном из своих исследований говорит, что «имея перед глазами группу предметов в числе трёх, мы можем непосредственно узнать это число не производя счёта, и называет такой процесс условным выражением «бессознательный счёт». Если же число предметов, находящееся перед глазами, превосходит этот ограниченный предел и если предметы размещены в ряд, то такое узнавание-схватывание числа их становится затруднительным и даже невозможным, вследствие чего мы ощущаем непреоборимую потребность прибегнуть к счёту или цифровому определению числа». Сказанное даёт нам основание полагать, что оба метода должны целесообразно дополнять друг друга. В пользу этого мнения говорит и то психическое явление, что непосредственное восприятие числа опирается преимущественно на пространственные элементы, а счёт — на временные элементы числа и действий над числами [8].

Что касается взгляда на число как результат измерения, то это тоже правильный взгляд, но он не исключает собою понятия о числе, как результате счёта, а лишь расширяет и углубляет понятие числа. Но как более трудный вид для понимания детей, чем

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: