Обследование уровня развития различных видов игры и сформированности игровых действий в

Обследование уровня развития различных видов игры и сформированности игровых действий в них.

Проведено 25.12. 2015 педагогом-психологом Егоровой И. В.

Группа №2 (старшая). Первая половина дня, после завтрака. Время обследования: 9.00 – 10.00.

Цель: обследование уровня развития игровой деятельности.

Задачи: 1. выявить уровень развития игровой деятельности в старшей группе: уровень взаимодействия детей в игре и уровень развития игрового сюжета;

2. выявить виды игр, в которые играют дети.

Описание обследования включает следующие пункты:

1. Вид игры.

2. Признаки, по которым был определен вид игры.

3. Название игры (как его сформулировали дети).

4. Характерные особенности игры.

5. Характеристика группы играющих детей (возраст, количество).

6. Место проведения игры.

7. Наличие или отсутствие взрослого в детской игры.

8. Роль взрослого в игре.

9. Подробное описание игры.

I.

1. Сюжетно-ролевая игра.

2. Коллективная по форме и по содержанию, т. е. имеется наличие партнеров по игре, наличие сопряженных ролей – мама – ее сестра – подруга мамы, в начале игры распределены роли.

3. Мама и ее подруга.

4. Социальные отношения детей по поводу игры.

5. Группа старшая, возраст – 5-6 лет, количество – 3 детей (еще один ребенок присоединялся по ходу игры).

6. Уголки «Кухня» и «Магазин» в игровой комнате.

7. Отсутствие взрослого в игре.

8. –

9. Девочки, Вика и Валя, стоят в игровом уголке «Кухня», Вика предлагает Вале: «Давай поиграем в маму и ее подругу, ты будешь подругой. Подходит Изабелла: «Нет, я буду подругой». Валя: «Тогда я буду сестра мамы»

Вика гремит банкой: «Что там?».

Валя роняет вазу с цветами (искусственными), которая стояла на кухонной полке. Говорит: «Цветок упал, я чуть не испугалась от страха».

Вика берет сыр, говорит, обращаясь к Вале: «Сыр».

Изабелла: «Дайте, я порежу». Вика отдает ей сыр.

Вика берет большую банку из-под сыпучих продуктов и «переливает» из маленьких банок в большую: «Всё».

Вика спрашивает у Вали: «Где яйца?»

Валя: «Вот, сварим их ребенку».

Изабелла: «Я буду ребенком».

Вика: «Нет, ты уже подруга мамы. Ребенок у меня в шкафу». (Открывает одну из закрытых кухонных полок, на которой лежит кукла). Говорит, обращаясь к кукле: «Ребенок, ты можешь заткнуться?» Закрывает шкаф, берет «еду», открывает шкаф с «ребенком», ставит туда «еду», говорит: «На, ешь». Валя в это время мешает что-то на плите в кастрюле, «пробует»: «Вкусно!». Изабелла смотрит на ребенка: «Ой, заснул», закрывает шкаф.

Изабелла: «Ой, а пироги мои как там», достает их из духовки.

К играющим подходит Даня: «Это что, пироги?» (сеется, так как в кастрюле лежит виноград, это у Изабеллы пироги). Уходит.

Валя, обращаясь к Вике: «Мойте посуду, Вик, ты что вся изгрязнилась?»

Валя: «я буду «мять» картошку. (Показывает, как толчет её).

Вика ставит пирог ребенку в шкаф: «Ешь».

Валя Вике: «На, покорми ребенка» (протягивает тарелку с картошкой). Вика берет тарелку, открывает шкаф, где на полке лежит «ребенок», ставит туда тарелку: «На, ешь».

Изабелла спрашивает у Вали: «Что ты делаешь?». Валя отвечает: «Нам нужна картошка, тридцать грамм. Сходи в магазин.

Изабелла идет в игровой уголок «Магазин». Спрашивает у Дани: «Будешь продавец?». Даня: «Да». И.: «Продай мне картошку», Д.: «На». Изабелла забирает картофелину (муляж), уходит обратно.

Валя, обращаясь к Изабелле: «Ну, давай мне картошку». Кладет картошку в кастрюлю, говорит: «Она даже не вмещается в кастрюлю», мешает в кастрюле ложкой.

Изабелла: «Пойду, еще включу плиту» (включает плиту).

Вика говорит, обращаясь к Вале: «Надо сначала картошку почистить», «чистит» ножом.

Вика берет с полки пирожок: «Отнесу дочке», открывает шкаф с ребенком, кладет туда пирожок. Затем берет кастрюлю, «пробует» суп.

Изабелла: «Почищу картошку» (чистит 10 сек.), «Устала». Валя: «Вика, давай, я почищу».

Вика берет печенье: «Дам ребенку печенье». Достает из шкафа куклу: «На тебе печенье. Ням, ням, ням. поела». Перекладывает куклу в другой шкаф.

Вика подходит к Вале: «Покорми ребенка».

Валя: «Хорошо. А зачем ты его в шкаф засунула?». Вынимает куклу из шкафа, сажает за стол. «Пусть здесь ест. На печенье (даёт кукле), ешь».

Изабелла: «Я сделаю ребенку чай».

Вика (Изабелле): «Давай чай и печенье». Обращаясь к Вале: «Валя, найди сахар и дай мне. Будем чай ребенку давать»

Валя: « А давай ребенок сбежал из дома».

Вика: «Нет, не надо». « А я свою дочь нашла в цирке».

Валя: «Я тоже». Кладет куклу в шкаф, перекладывает еще в один: «Пусть здесь спит». Обращаясь к Вике и Изабелле: «Пойдем книжки с Настей посмотрим». Девочки уходят.

II.

1. Образно-ролевая игра.

2. Ребенок воображает себя певицей и ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту..

3. Буду певицей.

4. Ребенок выделяет ключевое действие (пение), позволяющее удерживать воображаемый образ и быть именно тем, с чем он себя отождествляет.

5. Группа старшая, возраст ребенка– 5,5 лет, количество – 1 ребенок. По ходу игры привлекает еще 4 детей.

6. Вся групповая комната.

7. Отсутствие взрослого в игре.

8. –

9. Ира: «Буду певицей, буду петь песни». Обращается к Диане: «Ты меня слушай». Поет: «Ля-ля-ля». Говорит Диане: «Плати денежку». Диана дает ей бумажку: «Ну, на».

Ира: «Сейчас я поеду на концерт». Обращается к Ване: «Шофер, вези меня». Ваня: «Плати деньги за проезд».

Ира: «Нет, я тебе лучше спою». Поет: «Ля-ля-ля». Ваня: «Приехали».

Ира «Выходит» из машины, говорит Алеше и Диане: «Послушайте мой концерт». Поет: «Ля-ля-ля». Говорит «Дайте может денег мне, за мой концерт много денег надо дать». Дети дают ей бумажки.

Ира: «А теперь я поеду отдыхать в Турцию». Ване: «Полетели на самолете», становится за ним, Ваня изображает самолет, летят.

Ира: «Прилетели». Ложится на ковер: «Загорать буду». Лежит 2 мин. на ковре. Говорит: «Теперь пойду петь». Говорит Ване и Диане: «Слушайте меня, концерт». Поет: «Ля-ля-ля Спела». Диана приглашает Иру играть в магазин. Уходят.

III.

1. Режиссерская игра (уровень развития игровой деятельности низкий, соответствует младшему дошкольному возрасту).

2. Действия ребенка с предметом наделяется игровым смыслом. Используется предмет – заместитель, на который переносятся функции другого предмета (машинка используется как пистолет).

3. И машина, и летающий пистолет.

4. Использует один предмет вместо другого, сам создает сюжет – сценарий, представляет последовательность действия в пространстве. Все роли исполняет сам.

5. Группа старшая, возраст – 5 лет 7 мес., количество – 2 детей (еще один ребенок присоединялся по ходу игры).

6. Вся групповая комната.

7. Отсутствие взрослого в игре.

8. –

9. Алеша: «Др-др». Показывает мне машинку: «Это у меня и машина, и летающий пистолет». Подходит к Артему: «Ой, мой пистолет – машина за тебя зацепился». Прячет машинку Артему в карман: «Отпустите, отпустите меня!». Достает ее из кармана. Подходит к Ване, показывает ему машину: «Это мой пистолет. Др-др-др». (Делает вид, что стреляет из него). «Уничтожил преступника: Бах-бах-бах». Ваня: «Я тоже буду летающим пистолетом, дай мне пистолет». Алеша: «Нет, нельзя, возьми свой». Ваня берет машинку, бегают вместе, показывают, как стреляют из машинок-пистолетов. Алеша говорит: «Теперь мой пистолет будет невидимкой». Бегают еще две минуты. Подходят к замку, который строит Вова: «Давай сломаем», – говорит Алеша Вове. Вова: «Нет, нельзя». Алеша (Ване): «Давай тоже замок построим». Ваня: «Давай». Дети переключились на другую игру, начали строить замок.

Выводы:

1. Дети используют в игровой деятельности различные виды игр, но уровень взаимодействия детей в игре и развития игрового сюжета невысокий.

2. Дать воспитателям перспективный план развития сюжетно-ролевой игры и методику руководства ею (см. приложение).

Приложение.

Перспективный план развития сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста

Задачи:

Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга.

Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.

Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.

Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.

Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.

Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.

Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.

Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.

Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.

Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.

Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

Закрепить положительные чувства и привычки.

Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.

Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.

Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.

Воспитывать чувство юмора.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.

Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.

Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.

Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

Учить выполнять установленные правила.

Учить игровым действиям, умению договариваться на игру.

Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

Правила игры для детей:

Прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.

Подумай, чем ты будешь играть.

Игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.

Играй дружно.

Бережно относись к игрушкам.

Содержи игрушки в порядке.

Говори с другом спокойно и ласково.

Не мешай играть товарищу.

Играй самостоятельно.

Руководство игрой:

Не подавлять инициативу и творчество детей.

Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.

Побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

Приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-самоделок, игрушек – заменителей.

Учить использовать навыки, полученные на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, музыкальных.

На занятиях учить вступать в диалог от имени действующих лиц.

Побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.

Помогать детям договариваться в игре.

Не заставлять играть в то, что они не видели.

Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребенок попросит.

Наблюдать за играми детей.

Анализировать увиденное в игре.

Учить ставить в ситуации, но не указывая конкретные способы, действия.

Обучать всех детей брать главную роль на себя. Учить ребенка играть:

беседа перед началом игры о ее ходе.

предварительный показ выполнения действий детей, выполняющих неизвестную ранее роль,

подведение итогов игры,

дальнейшее планирование развития игры (напоминание, советы, предложения по использованию в игре знаний, полученных на занятиях, указания, поручения, задания).

Общение воспитателя с детьми:

Включаться в игру детей осторожно, не разрушая замысел детей.

Побуждать задавать больше вопросов по содержанию игры.

Помогать договариваться в игре.

Учить вступать в диалог от имени действующего лица.

Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребёнок сам попросит.

Наблюдать за играми детей.

Анализ увиденного в игре.

Учить детей ставить в ситуации, но не указывая конкретные способы действия.

Обогатит с-р игру следующими сюжетами:

Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр «Здоровье» Сюжетно-ролевая игра «Дом моды «Силуэт» Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Сюжетно-ролевая игра «Гаи» Сюжетно-ролевая игра «Почта» Сюжетно-ролевая игра «Пароход» Сюжетно-ролевая игра «Стройка» Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников. Теоретические основы.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное.

Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого — в основном на обучающих занятиях, — и самостоятельную свободную деятельность детей.

А. С. Макаренко основными требованиями к руководству детской игрой выдвигал следующие:

1. Следить за тем, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка и не отвлекала его целиком от общественных целей.

2. Воспитывать в игре те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

Педагог должен помнить о том, что обогащение содержания игры во многом зависит от того, как организовано наблюдение детей за жизнью и деятельностью взрослых и общение с ними. В этом помогут экскурсии по детскому саду и за его пределы, встречи и беседы с представителями разных профессий, чтение соответствующей литературы.

Совершенствование игровых умений происходит в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами.

Е. В. Зворыгина, И. О. Ивакина, С. Л. Новоселова для своевременного формирования сюжетно-ролевой рекомендуют использование метода комплексного руководства на этапе формирования сюжетно-отобразительной игры. Он представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта. Игра с сюжетными игрушками даже на начальных ступенях развития создает благоприятные условия для формирования умения осознанно действовать, создавать образы.

Игра выполняет развивающую функцию, если она формируется взрослым с учетом закономерностей ее развития как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу решения игровых задач. Достижения воображаемой цели возможно при использовании игровых способов и средств.

Способы решения игровых задач – это разные игровые действия и заменяющие их жесты и слова, обозначающие отсутствующие в данный момент предметы.

“Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры”.

Н. Н. Палагина понимает игровой опыт как опыт моделирования реальных сюжетов с использованием игрушки. Для развития сюжетно-отобразительной игры она предлагает освоить с детьми разные источники сюжетов: из того, что ребенок воспринимает в группе и за ее пределами; из представлений о том, что видел раньше; из мультфильмов и книг. Тогда игра детей станет самостоятельной, инициативной, не будет повторением трех-четырех сюжетов. Развитие игры выражается и в том, что действия детей начинают передавать характерные особенности, детали, наблюдаемые в жизни.

Педагог обязательно должен поощрять тех детей, которые стараются взять на себя роль взрослых, должен поддерживать первые эмоциональные проявления ролевого поведения, побуждать ребенка к высказыванию.

Н. Ф. Комарова отмечала, что дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы (кормление, укладывание спать, прогулка, разнообразная деятельность в детском саду), т. е. те жизненные ситуации, в которых они сами постоянно участвуют. В таких играх способы игрового поведения детей разнообразны.

По мнению Н. Ф. Комаровой, если у детей сформировать достаточно высокий уровень обобщения в бытовых играх, им будет легче переносить усвоенные способы игрового поведения в другие игровые ситуации. Поэтому работу следует начинать с усложнения способов и средств решения игровых задач в играх, возникающих по инициативе детей, используя для этого общение взрослого с ребенком. Наряду с этим знакомят детей с трудом взрослых, организуя экскурсии (в медицинский кабинет, пищеблок), целевые прогулки к проезжей части дороги. Некоторые экскурсии, например в магазин, в парикмахерскую, предлагается осуществлять родителям.

К каждой экскурсии разрабатываются вопросы, заставляющие детей не просто перечислять то, что они видят, а осознавать увиденное. В процессе экскурсий детей необходимо включать в активную деятельность.

После каждой экскурсии проводится беседа, во время которой дополняются и закрепляются полученные детьми сведения. В ходе бесед вспоминаются характерные черты личности человека той или иной профессии. Выясняется, почему им необходимы такие качества. В дальнейшем это поможет детям более выразительно передавать ролевые образы в играх.

Большое внимание уделяется включению детей в труд. Например, в утреннее время с небольшой группой детей проводится наблюдение за трудом няни, в ходе которого педагог не только отмечает, как старательно, ловко она работает, но и дает детям посильные поручения и вызывает желание подражать трудовым действиям.

“Родителям можно посоветовать привлекать детей к посильному труду дома. Им рассказывается о том, какой объем поручений может выполнить ребенок 3-4 лет, какие требования следует предъявлять к оценке результатов его труда. Активное участие детей в труде способствует появлению новых игровых действий (по аналогии с трудовыми операциями), игра обогащается”.

Как отмечено Н. Ф. Комаровой младшим дошкольникам трудно выделить главные моменты в процессе наблюдения, поэтому необходимо проводить беседу с родителями о том, как нужно знакомить детей с окружающим: знания должны быть доступные, надо объяснять все, что делает взрослый, зачем он это делает; обязательно включать детей в активную деятельность. Например, в магазине самообслуживания привлекать детей к осознанному выбору покупок, предложить выбранную покупку положить в корзину, по дороге из магазина дать что-то донести до дома. После посещения парикмахерской поговорить с ребенком о работе парикмахера, зачем нужна красивая стрижка; дома предложить сделать куклам красивые прически.

Следующий компонент комплексного руководства – обучающие игры они используются для того, чтобы с их помощью совершенствовать средства выразительности роли. С этой целью можно использовать игры-драматизации. На занятиях по родному языку в свободное время драматизировать несложные потешки, небольшие стихотворения, обращая внимание на интонацию, выразительность голоса. На музыкальных занятиях, в подвижных играх предлагать выразительно передать движения различных персонажей: как ходит мишка, как скачет зайчик и т. п.

Некоторым детям 3 лет приходится помогать переносить знания об окружающем в игровой условный план. Если, например, ребенок без особого желания раскладывает на столе посуду, воспитатель включается в игру, обязательно взяв на себя какую-то роль, например мамы, которая варит дочкам обед. В таком случае в процессе игры педагог называл каждую игровую задачу, все игровые действия сопровождаются словом, чтобы их смысл был понятен ребенку. Если ребенок заинтересован игрой, воспитатель обращается к нему с каким-нибудь поручением по смыслу игровой ситуации, специально предлагает такие ситуации, чтобы ребенок включал в игру более обобщенные способы и средства решения игровых задач.

В работе с детьми четвертого года жизни взрослый включается в игру более избирательно. Если его активность большая, ребенок может остановить: «Не надо, я сам». В таких случаях обучающие игры сразу исключаются.

Н. Ф. Комарова пишет, что организуя среду для сюжетно-ролевой игры, игровой материал вносят постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогали вспомнить те события, с которыми недавно познакомили. После закрепления и уточнения знаний вносят какую-то новую игрушку или самодельные атрибуты, а иногда один настоящий предмет, например кухонную доску (эти предметы должны быть безопасными для детей). Настоящие предметы помогают лучше войти в роль.

В оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям. В игры детей третьего года жизни предметы заместители вводятся в совместной игре, так как требуется пример действия с ними. Дети принимают с большим удовольствием предметы-заместители, а в дальнейшем по собственной инициативе включают их в свои игры. Дети четвертого года часто сами обращаются к взрослым с просьбой дать недостающий предмет. В таких случаях вместе думают, чем можно заменить его. Иногда детей специально ставят перед необходимостью самостоятельно подобрать предмет-заместитель.

Предметы – заместители разнообразят и обогащают игровые действия детей.

Для того чтобы дети могли постоянно включать в игру предметы-заместители, в игровые уголки поставят коробки с природным материалом, с кусочками картона разной формы, обклеенными цветной бумагой, с кусочками поролона, меха, различными коробочками. Заместителями нужно заменять те предметы, о которых у детей нет достаточно четких представлений. Если предмет хорошо знаком, то лучше дать игрушки, в которых передаются достоверные детали, или предложить какой-то реальный предмет.

Необходимо добиваться, чтобы игровые действия не только соответствовали выполняемой роли, но и подводили детей к ролевому общению детей друг с другом.

При комплексном руководстве успешно формируется сюжетно-ролевая игра детей. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используются развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, у детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом. Положительное эмоциональное общение между детьми легко возникает, если взрослые, организуя игровую деятельность в группе, поддерживают у детей хорошее настроение, проявляя изобретательность, выдумку.

Н. Я. Михайленко считает, что основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения. Исходя из этого она выделяет, что целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Высокий уровень игры может быть не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми умениями.

В игре, как во всякой деятельности детей, по мнению Д. В. Менджерицкой, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.

Изо дня в день наблюдая детей, воспитатель видит, какое направление принимают их игры, какие отношения складываются между играющими. Каждая игра дает материал для раздумий, радует или огорчает педагога. Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, к созданному ребенком образу.

Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие ее сюжета.

Известно, что игра возникает в том случае, писала Д. В. Менджерицкая, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр кинофильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.

Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия

Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

В ходе анализа исследований можно сделать выводы: руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников должно быть комплексным, представлять собой систему педагогических воздействий. Это ознакомление с окружающим, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого и ребенка в процессе игры.

Сюжетно-ролевая игра выполняет развивающую функцию, если формируется взрослым с учетом особенностей детей каждого возраста и учетом тех умений, которые должны быть сформированы в этом возрасте.

Ключевым моментом руководства сюжетно-ролевой игры выступает сформированность игровых умений и навыков, с постепенным усложнением.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: