Общие сведения об акциденции

Материал по теме:

Акцидентный набор и основные виды книжно-журнальной акциденции

Акцидентным или мелочным набором называют набор мелких самостоятельных заказов — пригласительных билетов, афиш, бланков и т. п., а также отдельных элементов книг и журналов — титулов, наборных обложек, объявлений и т. п., при котором в одной форме сочетаются различные шрифты и материалы.

Все виды акцидентных работ обычно делят на три группы: издательская акцидентная продукция, в том числе книжно-журнальная акциденция и особые виды изданий — проспекты, буклеты, каталоги и другие; афишноплакатная продукция и акцидентная продукция малых форм — пригласительные билеты, бланки, товаросопроводительная документация, визитные карточки и многие другие виды «мелочей». К книжно-журнальной акциденции относятся:- наборные обложки и суперобложки; в последнее время применяют чаще всего рисованные обложки, однако в простых изданиях наборные обложки имеют весьма широкое распространение; наборная обложка должна содержать название книги и в подавляющем большинстве случаев — фамилию автора (в некоторых случаях на обложке помещают те же сведения, что и на титуле);- титульные листы (титулы) — страницы, предшествующие тексту издания; на титуле размещаются фамилия автора (авторов), название книги, название издательства и его марка, место и год издания; кроме того, на титуле может быть дано название организации, от имени которой выпускается данное издание (надзаголовочные сведения), фамилии титульного редактора, переводчика, составителя, указание о допуске книги в качестве учебника или учебного пособия (гриф), а также указание на порядковый номер издания (при переизданиях);- контртитулы — добавочные титульные листы (главным образом, в многотомных изданиях или переводных книгах), размещаемые на одном развороте с титулом, слева от него, в многотомных изданиях на контртитуле помещают сведения, относящиеся ко всему изданию, а на титуле — только к данному тому; в переводных изданиях на контртитуле помещают, как правило, фамилию автора и название книги на языке оригинального издания, а иногда и сведения об издательстве, выпустившем книгу впервые или же то ее издание, с которого сделан перевод;- фронтисписы — рисунки, размещаемые на одном развороте с титулом; чаще всего на фронтисписе помещают портрет автора или же рисунок, отражающий общее содержание или наиболее характерные моменты содержания книги; как правило, под рисунком на фронтисписе подпись не делают;- шмуцтитулы — внутренние титулы, т. е. отдельные страницы, на которых помещают рубрику, относящуюся к разделу или части книги, а иногда и номер этой части; шмуцтитул всегда размещают на нечетной полосе, оставляя оборот пустым;- шапки — заголовки, относящиеся к разделу или части книги, но размещенные не на шмуцтитуле, а вверху полосы, с которой начинается раздел, и отделенные от текста достаточно большим пробелом;- инициалы — заглавные буквы в начале глав, разделов издания, набираемые шрифтом значительно повышенного кегля, часто специальными орнаментированными знаками или с использованием клише; инициал является особым видом рубрикации и элементом художественного оформления издания;- наборные рамки и колонлинейки, составляемые из линеек или орнаментов и являющиеся особым элементом художественного оформления издания; к этому типу книжно-журнальной акциденции следует отнести также заставки и концовки — украшения в начале глав или разделов (заставки) и на концевых полосах в конце глав, разделов и частей издания (концовки);- книжные объявления, содержащие сведения о выпускаемых или выпущенных данным издательством книгах; книжные объявления размещают на свободных полосах в конце издания, на третьей полосе обложки в брошюрах, на клапанах суперобложки и т. п.- в журнальных изданиях титульный лист почти всегда заменяют шапкой на первой полосе, содержащей также текст или содержание номера; название журнала, его номер, месяц и год издания, название органа, выпустившего данный журнал, а также год начала издания журнала;- газетно-журнальные объявления — это, как правило, реклама (в том числе и издательская реклама) самого различного оформления, а также репертуарные объявления, программы радио и телевидения, объявления о трудоустройстве и многие другие виды объявлений, набираемых правилом акцидентного набора.

Основными факторами, которые нужно учитывать при решении композиционного замысла, являются характер акциденции, формат издания, форма, используемые материалы и их сочетание. Акцидентная продукция в большинстве случаев имеет форму прямоугольника с определенной наборной полосой, однако ее оформление (размер полей) не всегда подчиняется общим правилам оформления книжно-журнальных изданий. Поля в издательской акциденции служат дополнительным средством оформления. Оптический, геометрический и композиционный центры При построении композиции определяется главный элемент — композиционный центр, помогающий сразу определить суть издания и являющийся наиболее важным в смысловом отношении. Он выделяется цветом, размером, обрамлением и прочими средствами среди остального изобразительного материала. Характер, размеры и местоположение композиционного центра практически определяют построение композиции в целом, но не меньшую роль играет и правильное расположение отдельных композиционных элементов на полосе относительно центра и друг друга. Сочетание шрифтов и элементов оформления Кегли, используемые для набора главных и второстепенных строк, должны быть соподчинены, иначе может произойти «затенение» второстепенных строк. Если разместить крупный элемент близко к строке, он «забьет» текст, поэтому для набора понадобится использовать более крупный кегль и увеличить отступ. Очень важную роль в оформлении акцидентных полос играют пробелы: одинаковые по размеру элементы воспринимаются по-разному в зависимости от окружающего их пустого пространства. Пустым пространством не следует ни пренебрегать, ни злоупотреблять. Определяющим фактором при гармоничном оформлении акциденции является стилевое единство шрифтов, иллюстраций, линеек, орнаментов. При использовании контрастных шрифтов (гарнитуры Бодони, Кузаняна, Елизаветинская) применяются контрастные линейки и высококонтрастные орнаменты, при этом единство стиля тем выше, чем ближе толщина основных и соединительных штрихов шрифта к толщине жирных и тонких линеек и штрихов орнамента. Шрифты умеренной контрастности (гарнитуры Литературная, Таймс, Лазурского) хорошо сочетаются с линейками умеренной контрастности и орнаментами полужирного начертания. Малоконтрастные шрифты (гарнитуры рубленые и брусковые), особенно полужирного начертания, хорошо сочетаются с двух — и четырехпунктовыми (при крупнокегельном наборе) линейками и орнаментами в негативном изображении. Для создания эффекта объема используются вложенные рамки или линейки разной толщины. Пробелы и кегль шрифта Пробелы в акцидентной полосе играют немаловажную роль: межстрочные пробелы (интерлиньяж) зрительно отделяют друг от друга соподчиненные элементы, задавая их иерархический порядок. Той же цели служит использование разных кеглей шрифта. Рекомендованный кегль для заголовков — от 12 до 24 пунктов при интерлиньяже соответственно 14 и 28 пунктов. При использовании шрифтов с кеглем более 16 пунктов необходима ручная корректировка межбуквенных пробелов — кернинг. Это связано со зрительным ощущением неравности пробелов между прямыми и округлыми буквами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: