Общие приемы учебной деятельности по усвоению математических понятий

Общие приемы учебной деятельности

по усвоению математических понятий

НАБЛЮДЕНИЕ:

Определить( принять) цель наблюдения;

Выделить объект наблюдения и организовать удобные условия наблюдения( расположение, освещение, и т. п.);

Определить наиболее целесообразные для данного случая способы фиксирования получаемой в процессе наблюдения информации( описание, зарисовка, запись данных в таблицу, фотографирование и т. п.)

Выполнить наблюдение, сопровождая избранным способом фиксирования результатов;

Произвести анализ результатов наблюдения;

Сформулировать выводы.

АНАЛИЗ:

Расчленить изучаемый объект на составные элементы признаки, свойства, отношения);

Исследовать отдельно каждый элемент;

Если нужно, включить изучаемый объект в связи и отношении с другими;

Составить план изучения объекта в целом.

СРАВНЕНИЕ:

1.используя наблюдение и анализ, выделить свойства объектов изучения или их частей;

2.установить общие и существенные свойства( признаки);

3. установить различные и несущественные свойства объектов;

4.сформулировать основание для сравнения( заданное или выделенное среди существенных признаков);

5. сопоставить объекты или их части по данному основанию;

6. Сформулировать выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ:

Сравнить изучаемые объекты с какими — либо известными ранее;

Сформулировать об известных объектах одно или несколько известных суждений( свойств);

Выделить свойства, отличающие изучаемые объекты от известных;

Сформулировать сходное суждение об изучаемых объектах с учетом их различий с известными.

АБСТРАГИРОВАНИЕ:

Разделить существенные и несущественные свойства объектов;

Выделить общие и различные свойства объектов;

Отделить существенные и общие свойства;

Отбросить несущественные и различные свойства;

Сформулировать полученное суждение.

СИНТЕЗ:

1.объединить свойства, полученные при анализе( сравнении, абстрагировании), в единое целое.

ОБОБЩЕНИЕ:

1.на основе анализа и сравнения сформулировать общие и существенные свойства объектов;

2. объединить объекты с общими существенными свойствами в одно множество;

3. дать название полученному множеству( термин, символ);

4. сформулировать суждение — характеристическое свойство полученного множества объектов.

ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1.рассмотреть изучаемые объекты;

2. выделить примеры наличия некоторого свойства у этих объектов;

3. сформулировать для каждого примера частное суждение — свойство, присущее данным объектам;

4.на основе сравнения и обобщения сформулировать общее суждение — свойство, вероятно, присущее всем рассматриваемым объектам.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ МАТЕМАТИКИ:

Найти задание по оглавлению

Обдумать заголовок( т. е. ответить на вопросы: о чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?);

Прочитать содержание пункта( параграфа);

Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение( в учебнике, у учителя, родителей, в справочнике, в интернете,..);

Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них( о чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?);

Выделить( выписать, подчеркнуть) основные понятия;

Выделить основные теоремы и правила;

Изучить определения понятий;

Изучить теоремы( правила);

Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои;

Провести самостоятельно доказательство теоремы;

Составить схемы, рисунки, таблицы, чертежи;

Запомнить материал, используя приемы запоминания( пересказ по плану, чертежу, схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест);

Ответить на конкретные вопросы в тексте;

Придумать и задать себе такие вопросы.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ОТВЕТА ПО МАТЕМАТИКЕ:

Выделить понятия, которым нужно дать определение;

Выделить теоремы или правила, которые нужно сформулировать и доказать;

Выделить определения, теоремы, правила, на которые нужно сослаться при доказательстве;

Составить доказательство теоремы или правила;

Продумать записи на доске во время ответа;

Показать, где и как применяется теорема( правило);

Сделать вывод.

ПРИЕМ УСВОЕНИЯ ТЕОРЕМЫ:

1. прочитать теорему( по учебнику, тетради);

2.усвоить содержание теоремы( используя прием работы над теоремой);

3. выучить формулировку теоремы;

4. рассмотреть( если есть) чертеж, усвоить его;

5. прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу;

6. повторить доказательство;

7. сделать свой чертеж;

8. доказать с его помощью теорему самостоятельно;

9. если нужно, проверить себя, прочитав доказательство еще раз;

10. попробовать найти другой способ доказательтства.

КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ ТЕОРЕМЫ:

Проверить, правильно ли усвоена формулировка теоремы;

доказать теорему самостоятельно;

проверить, правильно ли использованы при доказательстве известные определения и предложения;

проверить правильность выполнения чертежа;

проверить ход доказательства;

проверить, удалось ли достичь цели.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ:

ознакомиться с заданием;

вспомнить, что изучали на уроке, просмотрев записи в тетради;

прочитать и усвоить материал учебника;

выполнить письменные задания;

составить план ответа.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ:

прочитать задания, изучить их;

продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач;

если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике;

проверить тем или иным способом решения задач;

записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради.

ОБЩИЙ ПРИЕМ КОНТРОЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

проверить правильность записи условия;

проверить ход решения, правильно ли использован прием решения;

проверить правильность записей и чертежей;

проверить вычисления;

исследовать решение, рассмотрев частные случаи;

рассказать кратко ход решения задачи;

полезно проверить решение у товарища.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ:

найти ошибку ;

найти незнакомые слова в тексте и выяснить их значение;

найти непонятные словосочетания в тексте и выяснить их значение;

выделить в тексте основные мысли;

разделить текст на смысловые части;

собрать текст( его варианты) из отдельных частей;

составить схемы, рисунки, краткий конспект по тексту;

сформулировать вопросы к тексту;

найти в тексте ответы на заданные вопросы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: