Общественный смотр знаний по истории России Викторина для классов

Сценарий общественного смотра знаний

по истории России, 7 класс.

Учитель истории и обществознания Кравцова Т. Б.

Викторина по истории России

Цель: создать условия для развития познавательных, универсальных учебных действий (анализ текста, работа с источниками, оценка исторических событий, оценка исторической личности).

Задачи:

Учащиеся должны точно использовать фактический материал по истории России за 6 класс.

Учащиеся должны анализировать исторические документы, схемы военных действий и давать оценку им.

Проверить насколько основательны знания по курсу.

Выявить интерес к прошлому своего Отечества.

Ход работы

Вступительное слово учителя.

Класс поделен на три команды (Жители Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли и галицко-Волынского княжества). Жюри представлено членами родительского комитета и тремя экспертами из учащихся.

1-й тур. Интеллектуальный.

Капитаны получают задания для команд. Время обсуждения – 3 минуты. Максимальный балл за правильный ответ – 8 баллов.

Что бы вы возразили своему собеседнику, утверждавшему, что феодальной раздробленности в истории России могло бы не быть, что это явление случайное? Какое государство называется раздробленным? Каковы причины феодальной раздробленности?

Мы знаем, что во время раннего Средневековья в Западной Европе существовало натуральное хозяйство. А существовало ли натуральное хозяйство на Руси? Что такое натуральное хозяйство? Было ли его существование неизбежно?

Мы знаем, что у восточных славян в IX веке возникает государство. Как оно называлось? Почему его возникновение было неизбежно? Что такое государство? Каковы его признаки?

2-й тур. Поймай дату.

За каждый правильный ответ – 5 баллов. Учащиеся подходят к столу учителя, на котором стоит ваза. Достают из вазы лист, на котором описано событие, и указывают дату, когда оно произошло.

«Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела немало, когда б ты говорить могла,

Ты многое б рассказала.

Ты б рассказала нам о том, как люди начали селиться:

За тыном – тын, за домом – дом,

Росло на берегу твоем начало будущей столицы».

«Был страшный год, когда все страны боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана, свое соседство с ним кляня.

Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли».

«Ой, ты Новгород великий,

Господин торговых дел.

От боев с ордою дикой

Ты счастливо уцелел.

Там, куда садится солнце, неспокойно в этот час,

Ведь задумали ливонцы наши земли взять у нас».

Завоевание монголов на Руси, начавшееся битвой на Калке (________), закончилось в ( _______) после падения Киева.

Борьба за ликвидацию политической самостоятельности Новгорода началось в ( ______) битвой на реке Шелони, завершилось походом Великого князя Ивана III в (______).

Монголо-татарское владычество над русскими землями, установившееся в (______), закончилось в (_______), стоянием на реке Угре.

3-й тур. Расскажи о битве.

На столе карточки со схемами знаменитых битв: Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва. За правильный ответ присуждается 8 баллов.

Вопросы к битвам:

Схема, какой битвы здесь показана?

Год битвы? Полководец?

Каковы причины победы?

В чём её историческое значение?

4-й тур. «Созидатели России».

На столе карточки с вопросами о великих русских князьях и царях, а также их портреты: Иван III, Иван IV, Владимир Красное Солнышко, Иван Калита, Дмитрий Донской, Владимир Мономах.

Вопросы командам:

1.Время правления?

2.Основные направления деятельности?

3.Возможные недостатки правления.

Конкурс оценивается 6 баллами за каждого правителя.

5-й тур. Конкурс капитанов.

Если капитан самостоятельно ответит без помощи команды, он получает – 5 баллов, если команда поможет – 3 балла.

1) Конкурс называется: «Противники или союзники». Противниками или союзниками были следующие исторические деятели. Объясни, почему?

1. Князь Владимир и христианская церковь. (Союзники, 988 г.).

2. Иван III и дворяне. (Союзники).

3. Князь Олег и византийцы. (Противники).

4. Князь Святослав и хазары. (Противники – 10 век).

5. Иван Грозный и бояре. (Противники).

6. Юрий Долгорукий и киевляне. (Противники).

2) конкурс называется «неотправленная депеша». Кто, когда и в связи с чем мог отправить каждое из этих донесений?

1.«Вышел к Неве с дружиною, ополчению поспешать следом». (Александр Невский. Невская битва, в 1240 г.).

2.«Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волги наши». (Иван Грозный, 1552 г., взятие Казани).

3.«Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колёс и ржания коней не слышно человеческого голоса» (Батый перед осадой Киева в 1240 г.).

Заключение игры. Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги в конкурсе на лучшую команду знатоков, а все команды в это время подготовят рассказ для иностранца «Древнерусское государство – наше историческое богатство и наследие». Но должны составить его таким образом, чтобы иностранец заинтересовался изучением истории России.

.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: