Образы птиц в славянской мифологии и в русской литературе

IV региональная конференция

младших школьников «Юный исследователь»

Секция «Литература»

Образ птицы в славянской мифологии

и в русском фольклоре

Выполнила: Васильева Виолетта

ученица 5 А класса МОУ

гимназии «Гармония»

Научный руководитель: Божко

Елена Васильевна учитель русского

языка и литературы МОУ гимназии

«Гармония» «ОЦ»

Отрадный

2015

Содержание

Введение

Глава 1. Мистические птицы в славянской мифологии

Славянский мир

Что такое мифы и мифология?

1.3. Разнообразные образы птиц

1.4. Мифические существа

1.5. Птицы сказочных персонажей

1.6. Птицы, наделенные свойствами разговаривать,

помогать или вредить.

Глава 2. Образ птицы в русском фольклоре

2.1. Птица – символ свободы и счастья

2.2. Практическая часть

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. В мифологии и русском фольклоре можно найти много песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. О роли птиц в народном творчестве и повседневной жизни народа можно говорить очень много.

Поэтому цель нашей работы — собрать информацию о роли птиц в жизни славян, систематизировать найденные фольклорные произведения

Задачи:

Изучить теоретические сведения по теме;

Провести анкетирование среди учащихся 5 классов гимназии «Гармония»;

Перечитать мифы и фольклорные произведения;

Сделать подборку фольклорных произведений к уроку литературы «Образ птицы в русском фольклоре»

Объект исследования: славянские мифы, русский фольклор

Методы исследования:

чтение и исследование литературы, теоретических сведений

сопоставление и наблюдение;

обобщение и систематизация данных

Анкетирование.

Выбранная тема исследования актуальна. Опрос учащихся показал, что мифология для пятиклассников является самым любимым разделом литературы. К сожалению, объём предлагаемого материала мало нацелен на изучение славянских мифов, а именно они предоставляют нам богатейший материал для понимания мировоззрения наших предков.

Мы надеемся, что результаты нашего труда будут иметь практическую направленность, собранные материалы может использовать и учитель на уроке, и учащиеся при выполнении домашнего задания.

Результаты анкетирования.

Нами были опрошены учащиеся 5 классов гимназии (51 человек).

Знаешь ли ты, почему славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море?

ДА- 15 чел.

НЕ ЗНАЮ- 36 чел.

Знаешь ли ты мистических птиц мифологии?

ДА- 23 чел.

НЕ ЗНАЮ- 28 чел.

В каких жанрах фольклора встречается образ птицы?

В сказках – 15 чел.

В пословицах и поговорках – 8 чел.

В загадках — 12 чел.

Не знаю -16 чел.

Приведи примеры фольклорных произведений, где есть образ птицы.

Смогли привести -23 чел. (преимущественно пословицы и поговорки)

Не смогли привести – 28 чел.

Хотел бы ты получить ответы на эти вопросы?

Да –51 чел.

Нет, мне это не интересно -0

Глава 1.

Образ птицы в славянской мифологии

1.1. Славянский мир

Славяне внесли выдающий вклад в мировую культуру. Созданная ими модель мира и человека, мифология, фольклор, произведения декоративно-прикладного искусства послужили основанием для возникновения отдельных славянских культур. Мироощущение славян обусловлено культом природы. Все в мире было для наших предков живым, дышащим, одушевленным.

Изображения поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, вышивке. Народный костюм по силуэту похож на птицу: широкие рукава — крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения — оперение.

С древних времён птицы и животные олицетворяли собой определённые силы природы, поэтому люди наделяли их символическим значением. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения-обереги в виде птиц считают самыми сильными.

Особенно часто встречаются изображения петухов и кур. Они обычно расположены попарно в центре подкарнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними — дерево, что указывает на традиционную символичность композиции. Иногда эти образы даны очень реалистично, особенно петуха: с гребнем, бородой и пышным хвостом.

Встречаются и изображения птиц с ярко выраженным «плохим» характером. Их располагали по бокам наличника глядящими в разные стороны от центра или с повёрнутыми назад головами, хищно кусающими свои хвосты.

Особую группу мотивов пропиленной резьбы составляют водоплавающие птицы — лебеди, утки. Эти образы очень древние. Наиболее распространённым был мотив лебедя, особенно в вышивке. Давняя традиция превратила его изображение в S-образный завиток.

Интересна символика этнографических осветительных приборов. На светцах очень часто изображали солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух — устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее — пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем. Ковши, ендовы, скобкари и другую пиршественную посуду украшали зверями и водоплавающими птицами (утками, гусями). Сама посуда могла иметь форму утки-сосуда. Тулово всех ковшей воспроизводило тело птицы, независимо от того, чем заканчивался ковш — птичьей головой или конской. Ручка ковша обычно напоминала хвост птицы; на груди ковша вырезали или рисовали огромное солнце.

Птиц принимали некогда за общепонятный поэтический образ, под которым подразумевали ветры, облака, молнии, солнечный свет — стихии, которым приписывали свойства птиц, поразивших человека быстротой полёта и силой, и наоборот: с птицами олицетворяли мифические представления, заимствованные из явлений природы. Человеческая фантазия создала и птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури.

Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной земли, указывают дорогу и предрекают погоду. Тёмные птицы несут плохие вести, сопровождают тёмную силу, несут болезни и даже смерть.

Что такое миф и мифология?

Миф – древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении жизни на земле и различных явлениях природы.

Мифология – совокупность, система мифов.

Славянская мифология – это совокупность мифологических представлений древних славян.

1.3. Разнообразные образы птиц

«Отчего люди не летают так, как птицы?» Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, — все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделенных мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.

Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество. Род — начало всех начал, в своем земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти. Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами мы бы, для простоты восприятия разделила на три группы.

1.4. Мифические существа

К первой необходимо отнести мифических существ – полуптиц, полулюдей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.

Гамаюн. Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Алконост. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок). Это чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы. Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка. В православной традиции Алконост считается божественным посланником — она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю..

Сирин. Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинное блаженство!

Стратим. Стародавние сказания

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: