Образовательный проект особенности разработки и реализации в условиях ДОУ

Образовательный проект: особенности разработки и реализации в условиях ДОУ.

Маркова В. А., заместитель заведующего МБДОУ № 113 г Краснодара,

кандидат педагогических наук.

Ряд радикальных изменений в дошкольном образовании, обусловленных федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, привел к поиску новых форм и методов организации образовательного процесса.

Говоря о своем учреждении МБДОУ «Детский сад № 113» хочу отметить, что наши поиски направлены на решение проблемы планирования воспитательно-образовательной деятельности в детском саду. Это проблема, озвученная в основных нормативных документах, совершенно не имеет конкретных рекомендаций и на сегодняшний день является белым пятном для педагогов-практиков. Впрочем, она вызревала давно. Единственные рекомендации по организации планирования даны в методических рекомендациях к «программе воспитания и обучения в детском саду» в 1967 году. Остальные годы проблема замалчивалась как в документах, так и авторами большинства программ. В настоящее время с появлением ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы определен принцип планирования: блочно-тематический.

С целью реализации данного принципа нами разработан ряд образовательных проектов. Проект представляет собой содержательное направление деятельности, например «Герои Отечества», «Я-пешеход», «Люди всякие нужны, люди всякие важны» и т. д.. Для реализации проекта содержание деятельности с детьми в разных формах организации привязано к календарным датам, т. е. носит характер событийности.

Некоторые наши коллеги из других регионов тоже ведут поиски оптимальных форм планирования. Так, в публикации «Планирование работы в детском саду по календарю» специалисты детских садов Москвы представили свои разработки планирования работы с детьми, привязанные к основным праздничным датам.

Мы при планировании работы с детьми учитываем не только праздничные даты, но и те, которые значимы в жизни людей. Так, например Международный день глухонемых, день левшей и Международный день инвалида объединены в одном образовательном проекте «Не такие как мы». Этот проект является приоритетным в образовательной области «Социализация», его главная цель – формирование толерантности. Образовательный проект «Люди всякие важны, люди всякие нужны» предполагает знакомство детей с различными профессиями и является приоритетным в образовательной области «Труд». Календарно он привязан к профессиональным праздникам. Проект «Герои Отечества» призван наполнить конкретным содержанием понятие «герой». Его главная цель: сформировать чувство гражданской принадлежности, любви к своей Родине. Реализация проекта во времени привязана к значимым событиям: дням рождения великих людей, датам сражений и побед, полетам в космос и другим значимым событиям в жизни страны.

Сегодня мы находимся на втором этапе экспериментальной деятельности по реализации разработанных проектов. За истекший период мы пришли к следующим выводам:

Событийность делает ребенка сопричастным к значимым и важным событиям общества. Одно дело, когда об этом говорят только в детском саду, другое, когда они носят массовый характер.

Образовательные проекты могут выступать в качестве перспективных планов по реализации содержания основной части ООП ДОУ.

Поиск содержания для реализации проектов позволяет использовать новые интересные материалы, иллюстрации, ИКТ, в противовес методическому обеспечению некоторых программ, которое уже откровенно устарело.

Вместе с тем, с появлением примерных программ дошкольного образования могут возникнуть проблемы интеграции образовательных проектов в базовое содержание программы, но мы надеемся найти пути решения данной проблемы. В качестве иллюстрации мы предлагаем образец проекта «Герои Отечества»

Проект «Герои Отечества»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: