Образовательное пространство современного урока татарского языка и литературы

Образовательное пространство современного урока татарского языка и литературы.

Обучение татарскому языку в русскоязычной школе имеет свои особенности. Цели и задачи поставленные в работе : – формирование первичных умений и навыков устной речи, чтения и письма с опорой на коммуникативный подход к изучению родного языка; – включение обучающихся в диалог; – сознание того, что именно через родное слово, родной язык человек познает мир.

Родной язык является связывающим звеном сохранения самобытности народа, культуры, обычаев. В настоящее время школа, так же как и все образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать условия для становления его как субъекта собственной жизни. Повсеместно предпринимаются попытки создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся. Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.

Возникает проблема: учащиеся не разговаривают между собой, значит и исчезает литературный язык. Но тем не менее, мы должны адаптировать учеников к жизни в век информации. Знакомство с компьютером – это только одна часть адаптации. Компьютер дает возможность на уроках татарского языка и литературы, используя разнообразные методы и приемы, развивать творческие способности учащихся.

Мы пытаемся формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основной результат нашей деятельности – получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике. Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке вырастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок должен, на мой взгляд, базироваться на предыдущих. Чтобы создать интерес к предмету мы, учителя татарского языка, используем игровые элементы, проводим уроки-диспуты, уроки – ярмарки, уроки – лекции и. т. д. Это способствует активизации учебной деятельности. Учащиеся активно работают, развиваются.

Каким должен быть современный урок татарского языка и литературы? Этот вопрос является актуальным для всех учителей татарского языка, которых волнует проблема модернизации образования, которым небезразлично, что будущее поколение затрудняется высказывать собственное мнение, что у многих ребят бедный словарный запас, мало общаются на родном языке, некоторые вообще не читают книги. Все мы сейчас находимся в состоянии перехода к информационному типу общества. Новые информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, и татарский язык не является исключением. Поэтому одно из условий творческой деятельности учителя – это использование информационно – коммуникационных технологий. Рабочие уроки с использованием ресурсов сети Интернет позволяет глубже изучить творчество писателей, совершить экскурсии по литературным музеям, участвовать в различных заочных конкурсах, что повышает интерес учащихся к изучаемому материалу, расширяет их кругозор. Применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что увиденное запоминается гораздо лучше, значительно возрастает экономия времени учебного времени, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. В своей практике я использую конспекты-презентации, созданные в программе Microsoft Power, содержащие краткий текст, рисунки. При использовании таких презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой должны быть показаны самые важные моменты темы. Так, например, были созданы конспекты-презентации по произведениям Г. Тукая «Шурале», «Водяная» («Шүр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: