Образовательная ситуация по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Ребятам о

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

Конспект образовательной ситуации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

«Ребятам о зверятах».

Воспитатель:

Гарипова Альбина Ильфатовна.

Цель:

Развитие речи детей. Совершенствование владения устной речью, обогащение словаря.

Образовательные задачи:

Познакомить с новым словом «лежанка» и его образованием.

Совершенствовать умения в словообразовании. Развивать фонематические процессы; закреплять графический образ букв В, Б, С. Соврешенствовать навыки обобщения. Совершенствовать умение образовывать притяжательые прилагательные. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать диалогическую речь, Развивать мышление. Продолжать учить детей пользоваться приемами мнемотехники.

Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять их.

Материалы:

Раздаточный: Парные картинки зверей: лиса с лисенком, медведица с медвежонком, волчица с волчонком; картинки фигур лисы, белки, медведя, волка, лося.

Демонстрационный: Картинка лось с текстом, картина «Лес зимой», с нарисованными жилищами зверей – дупло для белки, нора для лисы, логово для волка, берлога для медведя, кукла би-ба-бо Айболит на подставке, мягкая игрушка Сова, обруч, поезд с 3 вагонами — кармашками с буквами «С», «Б», «В», музыкальное сопровождение, проигрыватель, мольберт, мнемотаблица.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Листопадничек», сказки К. И.Чуковского «Айболит»; просмотр презентации «Кто, где живет?»; дидактическая игра «Кто моя мама?» — домашние животные.

Введение в ситуацию:

— Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

-Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение.

Дети собираются на ковре вокруг воспитателя. Воспитатель спрашивает у детей:

-Ребята, а вы когда нибудь болели? (Да, болели.)

— А кто вас лечил? (Доктор, врач, ЛОР, педиатр, стоматолог.)

— А как вы думаете, звери болеют? (Да, болеют.)

— А кто их лечит? (Ветеринар)

— А сказочных зверей кто лечит? (Доктор Айболит.)

-К доктору Айболиту пришли на прием разные звери. Но доктор всех сразу принять не может, поэтому нужно построить всех зверей в очередь. Есть одно условие, все звери должны встать в пары: мама с детенышем. Вы хотите помочь зверям? (Да.) А сможете? (Да.)

Актуализация знаний:

Задачи: Совершенствовать умения в словообразовании, навыки обобщения. Совершенствовать умение образовывать притяжательые прилагательные, развивать фонематические процессы; закреплять графический образ букв: В, Б, С. Развивать диалогическую речь, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Пока звучит музыка, дети бегают вокруг обруча с картинками зверей, как только музыка останавливается, дети берут по одной картинке и встают в пару. После ответов на вопросы, дети кладут картинки обратно в обруч. Игра повторяется 3 раза.

Воспитатель спрашивает у детей в парах:

— Почему вы встали в пару? (Потому, что у зайчонка мама зайчиха, у него длинные уши, белая шубка, короткий хвост; потому что у волчонка четыре лапы, серая шубка ит. д.)

-А какое обобщенное название этих зверей? (Дикие животные.)

-Вы молодцы, быстро собрались в пары, теперь доктор сможет принять всех по очереди и приступить к лечению.

Воспитатель с игрушкой би-ба-бо Доктор Айболит проводит игру на словообразование:

Игра «Чей нос, чей хвост?»

-Я у лисы лечил лапы. Чьи лапы лечил Айболит? (Лисьи)

— У медвдя лечил хвост, чей хвост лечил Айболит? (медвежий).

-У волка лечил ухо, чье ухо лечил Айболит? (волчье).

— У белки лечил голову, чью голову лечил Айболит? (беличью).

-Всех вылечил доктор Айболит, а теперь ему нужно спешить на помощь к другим зверям. Спасибо, доктор Айболит, до свидания!

Воспитатель размещает игрушку на подставке.

-Вы справились с заданием, а теперь зверям пора домой. Нужно разместить всех зверей по своим вагонам. Поможем им? (Да)

Игра «Поезд»

ХОД игры. Воспитатель предлагает помочь животным занять место в своем вагоне: в вагоне с буквой С будут ехать животные, в названиях которых есть звуки [с], [сь]; в вагоне с буквой В — животные, в названиях которых есть звуки [в], [вь]; в вагоне с буквой Б — животные, в названиях которых есть звуки [б], [бь].

— Всех зверей разместили по вагонам, и они поехали домой. Но звери забыли, кто, где живет. Вы хотите помочь зверям попасть в свои жилища? (Да.) Поможем зверям найти их дома. Посмотрите на картину и определите кто, где живет.

Дети подходят к мольберту с картиной зимнего леса, берут картинки с изображением фигур диких животных и размещают их по своим жилищам.

Игра «Где мой дом?»

Воспитатель спрашивает у детей:

— Почему ты считаешь, что это жилище белки? (Белка живет в дупле, на дереве.)

-А почему ты считаешь, что здесь живет волк? (Волк живет в логове.)

-А почему ты считаешь, что здесь живет лиса? (Лиса роет нору под землей.)

— А куда ты поселишь медведя? (В берлогу.)

-Сумели ли вы помочь зверям? (Да.)

Затруднение в ситуации:

-Ребята, посмотрите, всем диким животным вы помогли? Один зверь остался без жилища. Кто это? (Это лось.)

— А вы знаете, где живет лось и как называется его жилище? ( Нет, не знаем.)

Фиксация затруднения:

-Сумели ли вы помочь лосю найти свой дом? (Нет.)

Выявление причины затруднения:

-А почему не сумели помочь? (Потому что мы не знаем, как выглядит жилище лося)

Постановка образовательной цели (опыт целеполагания):

-Что нужно, чтобы помочь лосю? (Нужно спросить у того, кто знает)

Открытие нового знания:

Задачи: Познакомить с новым словом «лежанка» и его образованием. Развивать мышление. Продолжать учить детей пользоваться приемами мнемотехники. Формировать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять их.

-А кто в лесу самый мудрый? (Сова!)

Дети обнаруживают игрушку сову с картинкой. На картинке — изображение лося, на обратной стороне написано о том, что лось обитает в лесу, но у него нет жилища. Лось лежит прямо на земле, под деревом, в безопасном от крупных хищников месте. Поэтому это место так и назвали «лежанка».

-Так как называется место, где отдыхает лось? (Лежанка)

— Давайте подумаем, где наиболее безопасное место для лежанки лося? (Под деревом, подальше от крупных хищников).

-Ребята, давайте по очереди расскажем лосю, где находится его лежанка. А поможет в этом вот такая схема.

Воспитатель демонстрирует мнемотаблицу местообитания лося.

Рассматривание мнемотаблицы: 1.Лежанка лося находится в лесу. Под деревом с дуплом белки, между берлогой медведя и норой лисы.

Включение нового знания в систему знаний:

Дети придумывают по одному предложению, говорят по цепочке, составляя рассказ-описание местонахождения лежанки. 2-3 ребенка составляют из этих предложений рассказ.

— Ну, чтож, теперь лосю стало ясно, где находится его лежанка. Поместите его на свое место.

Дети прикрепляют изображение лося на картине.

-Безопасное место для лежанки лося мы выбрали? (Да, белка не причинит вреда лосю, дерево защитит от ветра, а медведь зимой спит в берлоге.)

-Отгадайте-ка, ребятки, вы звериные загадки:

Воспитатель загадывает детям загадки о жилищах диких животных.

1.Позабыв свои тревоги

Спит медведь зимой в берлоге.

2.Чтоб зимой было тепло,

Белка прячется в дупло.

3. День ли, ночь ли на дворе,

Лиса прячется в норе.

4. Воет на луну так здорово

Волк зубастый возле логова.

5. Утром рано спозаранку

Покидает лось лежанку.

-Молодцы, ребята, вы слушали очень внимательно и отгадали все загадки.

Осмысление:

Дети собираются около воспитателя.

— Кому вы сегодня помогли? (Доктору Айболиту).

— А еще кому вы оказали помощь? (Помогли лосю найти своё жилище)

— А почему вы смогли помочь лосю? (Мы узнали, как называется жилище лося и где оно находится).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: