Образовательная программа Волшебный гобелен

Федеральное агентство по образованию

Министерства образования и науки республики Бурятия

Кабанское управление образования

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Байкало-Кударинский дом детского творчества

Образовательная программа «Волшебный гобелен»

Составитель: Андреева Анна Павловна, педагог дополнительного образования

Для детей 8-17 лет

Срок реализации-2 года

с. Кудара

2012 год

Пояснительная записка.

Актуальность. Программа «Ковровая вышивка» ориентирована на детей 8 -17 лет и составлена с учетом особенностей подросткового возраста: повышенный интерес к различным видам деятельности, повышенная познавательная и творческая активность, стремление овладеть различными профессиональными умениями, причем профессиональное ориентированное увлечение детей этого возраста, может приобрести характер настоящей страсти.

Главные мотивационные линии подросткового возраста связаны с активным стремлением к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. У детей появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку. Первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых и личностных качеств подростка. Декоративно-прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.

Декоративно-прикладное творчество – как часть мировой культуры, тесным образом связана с развитием творческого потенциала человека. Ковровая вышивка, один из видов ковроделия, является частью декоративно-прикладного искусства. Искусство ковроделия ценилось всегда. Особую ценность представляли ковры, сделанные вручную. Первые сведения о коврах относятся к V веку до н. э. Дошедшие до нас из глубины веков ковровые изделия, являются наследием богатой древней традиции, мировой художественной культуры.

В процессе обучения дети постепенно от простого к сложному осваивают азы ткачества, учатся не только копировать, работая по готовому образцу, но и создавать собственные композиции, применяя знания по основам композиции и цветоведению.

Ковроткачество является одним из распространенных видов художественной обработки материалов. Освоение техники позволяет приобрести навыки в ткачестве, а также способствует формированию художественного вкуса и развитию творческой фантазии учащихся.

Цель программы: создание необходимых условий для развития творческих способностей детей, посредством приобщения их к ковроткачеству – одному из видов декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего, в частности нравственно-эстетического развития личности школьника, являющегося важнейшей предпосылкой самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного производства и для получения образования.

Программа позволяет решить следующие задачи:

Обучающие:

Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические навыки и умения;

Развивающие:

приобщить детей и подростков к народному искусству;

реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

Воспитывающие:

воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

формировать у детей соответствующую социальную позицию;

Валеологические:

инструктаж по технике безопасности, санитария и гигиена

Программа включает пояснительную записку, тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения, а также список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции и цветоведения, технологией изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”

В процессе занятий по теме “ Бурятские народные узоры” необходимо знакомить учащихся с литературой и иллюстративным материалом, характеризующим историю развития художественного промысла, творчеством народных мастеров и т. п. С целью повышения знаний школьников следует провести несколько уроков в музее народных художественных промыслов (краеведческом и др.). На этих уроках целесообразно предложить учащимся сделать зарисовки понравившихся изделий народных мастеров, что позволит им глубже понять и усвоить не только разные виды и технику художественной обработки изделий, но и типовые композиции традиционных изделий.

Усвоению теоретического материала по теме “Основы композиции” способствует проведение практических работ с целью создания композиций для художественных изделий в традициях изучаемого промысла. На этих занятиях учащимся не рекомендуется копировать образцы народного искусства в своих работах; необходимо творчески использовать изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, варьируя и компонуя их по-своему, опираясь на общее образное содержание, настроение, эмоциональный характер народного искусства.

На уроках практического обучения учащиеся выполняют ковровые изделия по ранее составленному эскизу (на занятиях по композиции).

В процессе практических занятий необходимо уделять должное внимание вопросам технологии изготовления ковровых изделий, формированию у школьников общих умений и навыков в исполнении несложных художественных изделий. На каждом занятии рекомендуется проводить беседы, инструктажи (вводный, текущий и заключительный), направленные на осмысление учащимся трудовых процессов и средств труда, формирование рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструктаже отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию учебного времени.

Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа. На занятиях используется зрительный ряд: образцы, экспонаты, эскизы, схемы и т. д.

Занятия предполагают использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Текущий контроль проводится на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы.

Тематический контроль проводится после каждой темы, следует разбор ошибок и их анализ.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года во время проведения заключительной выставки учащихся, в виде коллективного обсуждения работ.

Весь процесс обучения должен быть творческим, исследовательским и носить воспитательный характер, а выполненные изделия — иметь яркий национальный колорит, художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.

Программа “ Ковровая вышивка ” рассчитана на 2 учебных года. 1 учебный год – 216 часов: из них теория – 54 ч., практика — 162 ч. 2 учебный год – 216 часов: из них теория – 28 ч., практика — 188 ч.

Первый учебный год рассчитан на получение и развитие ремесленных навыков. Второй учебный год позволяет получить композиционные знания и применить их для создания собственных композиций.

Учитывая характерные особенности данного художественного промысла, а также конкретные условия, возможны сокращение или увеличение времени по отдельным темам, перестановка тем при сохранении общего количества учебных часов.. Занятия в кружке способствуют развитию трудолюбия, терпения, самостоятельности, усидчивости, умению довести начатое дело до конца, умению общаться в разновозрастом коллективе, взаимопомощи и взаимовыручке, умению дарить подарки, развивают память и глазомер, учат красоте и доброте и т. д.

Получая знания в кружке, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и просто получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии.

Инновацией программы является сам подход – соединение экологического образования с декоративно-прикладным искусством.

Отдельным блоком проходят «Экологические традиции родного края», «Край мой у Байкала».

Концепция: Формирование гуманистических отношений между людьми в целях социального оздоровления села. Исходя из этой концепции, решается проблема: организация досуга детей, ведь всем известно, что безделье порождает безнравственность, приобщение детей к творчеству облагораживает, формулирует их интересы, а приобретенные навыки они пронесут через всю жизнь и именно они помогут им в дальнейшем выборе профессии.

На занятиях кружка используются общедидактические методы обучения – словесные, наглядные, практические; создается дружеская и деловая атмосфера. Особое внимание уделяется качеству выполненных работ. Много внимания уделяется каждому ребенку, выявляя его интерес, определяя его знания, умения, навыки

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: