Образовательная область Познание Комплексное занятие в средней группе Тема Лед и снег

Образовательная область «Познание». Комплексное занятие в средней группе.

Тема: «Лед и снег»

Программные задачи:1. Познакомить детей с качествами и свойствами льда и снега (лед – холодный, прозрачный, твердый, скользкий, тает; снег – холодный, белый, рыхлый тает).

2. Способствовать появлению самостоятельной познавательной активности детей.

3. На основе полученных представлений сформировать правила безопасности:• Лед и снег нельзя брать в рот;• Льдом нельзя бросаться;

4. Воспитывать у детей интерес и любовь к неживой природе, ее явлениям.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, а вы не слышите, что к нам кто-то постучал? Соберите игрушки, а я посмотрю, кто к нам пришел в гости (вносит куклу Матушку — Водицу). Это Матушка – Водица пришла к нам на занятие и принесла фотоальбом с изображение своей семьи. Давайте посмотрим с вами! Садитесь удобно.

Педагог: У Матушки – Водицы была большая семья: сыновья – Дождь, Снег, Лед; дочери – Роса и Снежинка (показывает карточки). У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года. Кто весну, кто лето, кто осень, кто зиму. Какое время года сейчас?

Дети: Зима.

Педагог: Правильно. Зима. Это суровое время года. Чтобы выстоять в зимнюю пору, нужно быть сильным и крепким. Дети Матушки – Водицы, любящие зиму, тоже стойкие и крепкие. Как вы думаете, кого из сыновей Матушка – Водица принесла к нам в гости. Послушайте загадку и отгадайте: Он пушистый, белый. Но рукой его не тронь, Станет капелькою прозрачной, Как положишь на ладонь.

Дети: отвечают. Снег

Педагог выносит мисочку со снегом на подносе, раздает каждому ребенку. Дети следят за таянием.

Педагог: Снег, какой? (белый, холодный…) подготовить листы с цветной бумагой, если дети будут называть цвета голубой, серый для сравнения

Дети: дают ответы.

Педагог: Он твердый? (нет, он рыхлый, мягкий)

Дети: дают ответы.

Педагог: А как можно догадаться, что Снег это сын Матушки – Водицы, что с ним происходит в тепле? (когда снег попадает в тепло, то он тает и превращается в воду – показывает карточку с изображением опыта.)

Вытираем руки салфеткой

Педагог: Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, лепить снежную бабу кататься на лыжах и коньках. (Показ иллюстраций зимних забав) Всё это можно делать только зимой. Почему?

Дети: потому что это всё из снега

Вот давайте сейчас мы с вами слепим снеговиков:

(Массаж биологически активных зон)

Раз и два, раз и два Имитируют лепку снежковЛепим мы снеговика

Мы покатим снежный ком, Поочередно проводят ладонями по шее справа и слеваКувырком, кувыркомМы его слепили ловко, Проводят пальцами по щекам сверху вниз

Вместо носа есть морковка, Растирают указательными пальцами

крылья носа

Вместо глазок – угольки, Прикладывают ладони ко лбу

“козырьком” и энергично растирают лоб

Ручки- веточки нашли Трут ладонями друг о друга

А на голову – ведро Раздвигают указательный и средний

пальцы “вилочкой” и растирают точки

перед ушами и за ними

Посмотрите, вот оно! Кладут обе ладони на макушку и

покачивают головой

Педагог: какие замечательные снеговики у нас получились

Педагог: ой, ребята, еще одного сыночка принесла нам Матушка – Водица. Он брат снега. Как вы думаете, кто это? (лед)

Дети: дают ответы.

Педагог раздает каждому ребенку кубик льда.

Педагог: лед, какой? (холодный.)

Дети: дают ответы.

Педагог: А если его толкнуть, он какой? (скользкий) Педагог: нужно аккуратно ходить по улицам, смотреть под ноги. Если видишь лед – ступай осторожно, а лучше обойди! Почему?

Дети: дают ответы.

Педагог: А он рыхлый? (твердый) Педагог: Льдом нельзя бросаться. Почему? (он твердый и можно поранить человека.)

Дети: дают ответы.

Педагог: Лед и снег нельзя брать в рот! Почему? (вы же знаете теперь, что они очень холодные и тем более лед замораживает все, что попадает к нему.)

. Опыт «Определение прозрачности».

Воспитатель: Смотрите, я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет

Ответы детей:

Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег — непрозрачный.

Педагог: Если мы кубик льда подержим в группе, в теплой руке, что с ним происходит? (он тает и превращается в воду, показывает карточку с изображением опыта.)

Дети: дают ответы

Педагог: если лед превращается в воду, а можно ли из воды получить лед? (воду заморозить в холодильнике или вынести на улицу – показывает карточку с опытом.)

Дети: дают ответы.

Педагог: А вы бы хотели сами сделать лед? А как можно это сделать?

Дети: дают ответы.

Но прежде, чем мы начнем делать льдинки давайте вспомним, что мы сегодня узнали о снеге (вывод): Снег – белый, непрозрачный, под действием тепла превращается в воду. А лёд бесцветный, прозрачный под действием тепла превращается в воду

А теперь каждый из вас выберет себе формочку, и мы нальём туда воды и поставим на улицу, где мороз, и скоро наши льдинки будут готовы. (Выполняем)

Педагог: Вот и Матушке – Водице пора с нами проститься. Ее ждет большая семья, но она к нам обязательно вернется с другими ее сыновьями и дочерьми. До свидания, Матушка – Водица! А мыс вами потрудились, пора и нам отдохнуть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: