Образовательная деятельность по логопедии

МБДОУ детский сад «Сайзанак»

с. Хайыракан

Открытое занятие по логопедии:

«Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивом русской народной сказки «Маша и медведь»)»

Учитель-логопед Хуурак А. В.

Открытое занятие по логопедии:

«Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивом русской народной сказки «Маша и медведь»)»

Коррекционно-образовательные цели. Закреплять навык автоматизации звука ш в слогах, словах, фразах; упражнять в употреблении понятий «больше — меньше» с существительными;

Коррекционно-развивающие цели. Развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата; развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование. Картинки к сказке «Машенька и медведь», дидактические игры «Собери ягоды», «Подарки», «Что больше?», «Плюшевые мишки»; простой и красный карандаши.

Предварительная работа. Чтение сказки «Машенька и медведь».

Ход занятия

Организационный момент.

— Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем всех: друг друга и золотого солнца!

Здравствуй солнце золотое!,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую.

Давайте улыбнемся друг другу.

На слайде размещены картинки: медведь и пирожки.

— Догадались, какая сказка у нас сегодня в гостях? («Машенька и медведь»). Скажите, чем похожи слова: Маша и Миша? Есть ли в этих словах общий звук? (ш).

Звук ш какой? (согласный, глухой).

— Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука ш губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка».

Выходящая воздушная струя – теплая. Садитесь поудобнее, расскажем эту сказку вместе.

Основная часть.

«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка – Машенька… » (Слайд: избушка и Машенька).

Артикуляционная гимнастика

Утром Машенька проснулась и улыбнулась («Улыбочка»).

Губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы.

Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась. («Улыбочка» — «Трубочка»).

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед. Пошла завтракать.

Взяла ложечку. («Лопаточка»).

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу.

Взяла чашечку. («Чашечка»).

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам.

И достала вкусное варенье. («Вкусное варенье»).

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы.

Потом она пошла качаться на качелях. («Качели»).

Рот открыт. Кончик языка поочередно ставить за верхние, затем за нижние зубы.

А потом играла в мяч. («Катание шарика»).

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта, сначала в одну, затем в другую сторону.

«Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами…»

(Слайд: Машенька и елочка).

— А в лесу ветер поднялся. Как шумят деревья в лесу? (Ш-ш-ш).

— Произнесите звук ш четко и длительно: столько, сколько буду вести карандашом по дорожке. (Картинка ветра).

— Что это?

(Показать шишку).

Развитие фонематического слуха: слуховая разминка.

Это фыфка? Это шишка?

Это сыска? Это хыхка?

Это шишка? Это шихка?

— Правильно, это шишка. В лесу ягод невидимо — невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

С веток ягоды снимаю (Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (Пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимать ягоды».

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть (положение и движение кистей рук по тексту)-

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

1,2,3,4,5…

(Считать ягоды, нажимая указательным пальцем на левую ладошку).

Снова буду собирать.

— Поможем Машеньке собрать ягоды.

Автоматизация звука ш в слогах.

Игра «Хлопни в ладоши».

— Я буду произносить слоги, если в слоге звук ш слышится в начале слога, вы должны хлопать в ладоши.

-Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живет? Отгадайте.

Упражнение «Доскажи словечко».

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка уронила шишку, годила прямо в … (мишку).

-Правильно, в избушке живет медведь (Слайд: избушка медведя и Машенька). Видит Маша, а в доме у Миши беспорядок. Поможем Маше навести порядок в доме.

Автоматизация звука ш в словах. Дидактическая игра «Игрушки».

— Назови правильно все предметы, которые здесь нарисованы.

(Кошка, мишка, мышка, чебурашка, клюшка, матрешка, хлопушка, неваляшка, машина).

— А в это время мишка возвращается домой.

Физкультминутка

Движения по тексту.

Мишка по лесу шагал,

Мишка палку увидал.

Бросил палку кверху мишка.

Падай в шапку с елки шишка!

Шишка хлоп по голове,

Сразу шишек стало две!

(Слайд: Маша, медведь и избушка).

Автоматизация звука ш во фразах.

Дидактическая игра «Что больше?»

— Пришел мишка домой, а там – чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят. Только вот не поймет никак мишка: какая – меньше. Поможем мишке разобраться в этом. Научи его сравнивать по величине.

Например: шкаф больше шкатулки, шкатулка меньше шкафа.

(Шкатулка, шкаф, кошка, мышка, журавль, петушок, пушка, ружье, кувшин, кружка, башня, шалаш, дедушка, малыш).

— Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку. Слушайте чистоговорки и повторяйте.

Чистоговорки.

Ошка-ошка-ошка – где моя большая ложка.

Ошку-ошку-ошку – дайте мне большую ложку.

Ошку-ошку-ошку – я держать умею ложку.

Ошкой-ошкой — ошкой – буду кашу кушать ложкой.

Ошки-ошки-ошки – не капает каша с ложки.

Заключительная часть.

— Нашей Маше пора возвращаться домой. За то что она такая трудолюбивая и заботливая девочка, мишка проводит ее до дома. (Слайд: Маша, Миша, дом Маши). Помогая рассказывать сказку, какой звук вы старались правильно произносить в слогах, словах и чистоговорках? Мишка и Машка хотят подарить вам подарок.

Самоанализ занятия

При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей.

Коррекционно-образовательные цели. Закреплять навык автоматизации звука ш в слогах, словах, фразах; упражнять в употреблении понятий «больше — меньше» с существительными;

Коррекционно-развивающие цели. Развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата; развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Образовательные цели реализовались в играх «Хлопни в ладоши», «Игрушки», «Что больше?».

Развивались зрительное внимание, речевой слух и фонематическое восприятие, артикуляционная и тонкая моторики с упражнений «Ягодки», «Доскажи словечко», артикуляционной гимнастики.

Формировались навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности и ответственности.

Оснащение занятия соответствуют структуре занятий, возрастным особенностям детей, которые помогают наглядно представить изучаемый материал, служат зрительной опорой.

Контроль знаний, умений и навыков осуществлен в течение занятия.

Цели решены в процессе занятия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: