Образование в России в XIX веке класс

Урок по теме: «Образование в России в XIX веке» 8 класс

Цели урока:

воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и истории в частности;

познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а также с достижениями российской науки в это время;

формировать у учащихся целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века;

развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.

Оборудование:

портреты российских ученых первой половины XIX века;

коллаж “Образование в первой половине XIX века”;

рисунки: “Гимназист”, “Ученик уездного училища”, “Ученик приходской школы”, “Студент”;

карта-схема “Университеты России первой половины XIX века”;

схемы “Система образования в России в начале XIX века”, “Сословность в образовательной школе”;

А. С. Пушкин “Избранное”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над изучением нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях.

С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры.

В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования.

Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.

Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России.

2. Переход к изучению нового материала. (Эвристическая беседа с учениками).

Вопрос: Коснулись ли преобразования Александра I народного образования? (Да).

Как управлялись образовательные учреждения? (Было создано Министерство народного просвещения при Александре I)

Что было предпринято в этом вопросе? (В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось).

Работа с картой-схемой “Университеты России первой половины XIX века”.

Дерптский – 1802 г.

Казанский – 1804 г.

Харьковский – 1804 г.

Виленский – 1804 г.

Петербургский – 1819 г.

Где люди могли обучиться грамоте? (В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе – уездные училища; в сельской местности – создавались приходские училища).

Кто мог в них получить грамоту? кто принимался? (Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.)

Где могли получить образование представители высшего дворянского общества? (В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей).

Вспомните одного из самых знаменитых выпускников Царскосельского лицея. (Пушкин)

(Чтение стихотворения А. С. Пушкина)

Затем – Демидовский лицей в Ярославле;

1815 г. – открытие Лазаревского Института восточных языков в Москве.

3. Система образования в первой половине XIX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: