Образ Снегурочки в одноимённой опере НА Римского-Корсакова

Тема: «Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова.

Опера «Снегурочка».

Цели:

1) — продолжить знакомство с музыкальным творчеством

Н. А. Римского-Корсакова.

2) — развивать у детей познавательный интерес, приобщать

к прекрасному;

— способствовать развитию детского воображения,

эстетического восприятия;

— воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

музыкальный центр, диск с аудиофайлами;

портрет композитора; художника;

иллюстрации к сказке «Снегурочка»;

проигрыватель;

костюм снегурочки (для танца).

Ход занятия

На мольберте выставлена картина Васнецова «Снегурочка».

Кто изображён на картине?

Кто автор этой картины?

А кто написал весеннюю сказку о Снегурочке?

Какое музыкальное произведение посвящено этой героине?

Кто автор этой оперы?

Что такое опера?

Кто участвует в создании и исполнении оперы?

— Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с необыкновенным музыкальным произведением: оперой “Снегурочка” русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.

Вопрос: — А кто мне ответит: “Почему его называют сказочным композитором?”

Ответ: — Потому, что он правдиво изображал быт людей в сочетании с миром фантастики и сказки!

— Через музыку Николая Андреевича окунемся в красоту природы, в красоту человеческих чувств!

“Его жизнь — подвиг неустанного служения искусству. Его творчество — слава русской музыки во всех краях земли…”

А. В. Оссовский о Римском-Корсакове.

— Опера “Снегурочка” или “Весенняя сказка” — это одна из поэтичнейших опер во всём мировом оперном искусстве! В ней показано, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека!

И мы ещё раз убеждаемся в том, что музыка бывает, красива потому, что рассказывает нам о красоте жизни!

— Композитор использует в музыке оперы яркие изобразительные моменты. Давайте вспомним их!

(звучат музыкальные фрагменты…)

Педагог: Прозвучал фрагмент из оперы, что было изображено

в нём композитором?

Дети:

— Наигрыш пастушьей свирели…

— Раскаты грома…

на фоне музыки из оперы звучат слова педагога:

— В музыке оперы звучат: отголоски русских народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц! Чудесное очарование русской природы, пронизывает всю оперу…

Педагог: Ребята, а кто такая Снегурочка?

— Образ Снегурочки, дочери деда Мороза и Весны сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными. Она — дитя Природы и тесно связана с ней! Её образ не остаётся неизменным: вначале это образ прекрасного, но молодого существа, лишенного человеческой теплоты, хотя она и стремится к людям (звучание флейты передаёт холодноватый оттенок).

Звучание флейты из оперы:

— Диалог Матери-Весны и Снегурочки (Ах, бедная Снегурочка…)

Родители разрешили ей пожить среди людей в Слободке у Бобыля и Бобылихи. Радуется Снегурочка, что вырвется из холодного леса, в котором прожила всю жизнь, вдали от людей, что может теперь слушать чудесные протяжные песни пастушка Леля.

Звучит фрагмент: «Земляничка-ягодка»)

— хочется Снегурочке ходить в лес по ягоды. В начале ария Снегурочки звучит легко и шаловливо, затем музыка становится более напевной, напоминающей русскую народную песню:

Звучит фрагмент: “С подружками…”

Педагог: — Снегурочка беззаботно живет у Бобыля и Бобылихи, она подружилась с Купавой, которая часто рассказывает ей о своём женихе — Мизгире. Радуется Снегурочка чужому счастью, сама не ведая чувства любви. В Слободке оживление — пришёл Мизгирь. Он был поражён красотой Снегурочки и забыл о своей Купаве. Просит её полюбить его и стать женой. Красота Снегурочки трогает и царя Берендея.

Послушайте неторопливую, величаво-спокойную песню берендеевских гусляров, она напоминает песни старины глубокой.

Звучит фрагмент: «Вещие, звонкие струны рокочут…»

— Решение царя Берендея: «Пусть сама Снегурочка, в канун праздника Солнца, выберет себе жениха!”

На празднике звучит песня Леля. В награду за это, царь Берендей предлагает ему выбрать девушку. Лель выбирает Купаву. Огорченная Снегурочка убегает в лес, зовёт мать-Весну, моля наделить её чувством любви: “Хочу любить, а слов любви не знаю! И чувства нет!”. Весна надевает на голову Снегурочки волшебный венок из душистых цветов, и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир! Весна предостерегает Снегурочку от Ярилы-Солнца…

Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Мать-Весна,

благодарю тебя за дар любви!”

Появился Мизгирь, шедший за Снегурочкой по лесу. Его преданные слова любви в этот момент “трогают” сердце Снегурочки.

После праздника царь Берендей благословляет молодые пары. Вот и Мизгирь подводит свою невесту — Снегурочку. Берендей её ласково спрашивает, охотно ли она отдаёт своё сердце Мизгирю? “Великий царь! Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, что я люблю его!” — отвечает Снегурочка.

И в этот миг яркий луч солнца падает на неё. Снегурочка начинает таять!

В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.

И нежное звучание арфы (как весенний ручеёк остался от Снегурочки) — эти фрагменты относятся к числу самых вдохновенных страниц музыки Римского-Корсакова.

Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Люблю и таю…”

(На этом фоне девочка в костюме Снегурочки исполняет танцевальные движения.)

Педагог: — Уже более ста лет эту оперу слушают миллионы людей — и детей и взрослых, и восхищаются ею. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке.

Вопросы к детям:

— На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка?

— На верную гибель.

— За что же она отдала свою жизнь?

— За любовь к людям, за людские песни, за то, что познала чувство нежной любви к человеку.

Педагог: — Но жизнь остановить нельзя: за зимой идёт весна, за весной идет лето. Дочь деда Мороза и Весны, Снегурочка, не может войти вместе с людьми в жаркое лето. Но разве мы любим весну меньше от того, что она уступает место лету? Разве мы от этого забываем о ней? Конечно, нет!

Звучит фрагмента гимна: «Свет и сила, бог Ярило»

— Этот сказочный образ волновал и волнует, по сей день и современных композиторов и поэтов, вот например:

…Плакала Снегурочка, Зиму провожая.

Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, трогая березы, Выросли подснежники — Снегурочкины слезы!

Конспект

Тема: «Музыкальное творчество

Н. А. Римского-Корсакова»

образ Снегурочки в одноимённой опере

Н. А. Римского-Корсакова

(музыкальная гостиная)

/ в подготовительной группе /

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: