ОБРАЗ ШКАТУЛКИ В СКАЗКАХ НАРОДОВ МИРА

ОБРАЗ ШКАТУЛКИ В СКАЗКАХ НАРОДОВ МИРА

Шестаков Георгий, г. Ставрополь, Россия

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках XVII века. Само слово происходит от слова «казать» [1], то есть рассказывать. Сказка несёт в себе опыт, передаваемый из поколения в поколение. Сказка – это произведение устного народного творчества, средство познания мира. Народные сказки – неиссякаемый источник мудрости, на основе которого нередко создаются авторские сказки. Неудивительно, что сказки народов мира бывают очень похожи, ведь события в сказке происходят вне географического пространства, а в рамках сказочной географии (за Синим морем…, в далёком-далёком королевстве…, в Тридесятом царстве…, за тридевять земель…).

Для работы были отобраны произведения устного народного творчества, в которых упоминаются шкатулка, сундук, ларец (ларь) и короб. Мы проанализировали 80 народных и 20 авторских сказок [2, 3]. Изучение их позволило увидеть, что шкатулка во всех сказках выполняет определённую функцию, которая играет важную роль в развитии сюжета сказки. Мы выделили 5 функций шкатулки (сундука) в сказках разных народов: бытовая, волшебная, разграничительная, охранительная, спасительная.

Бытовая функция шкатулки (сундука)

В рамках этой функции образ шкатулки раскрывается на сугубо реалистическом, предметно-материальном уровне. Шкатулка предстает в качестве предмета быта, выполняющего утилитарную функцию.

В русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» сундук – это предмет мебели, он выполняет функции современного шкафа.

«… Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке ещё больше работы задаст. …»

В иранской народной сказке «История султана Санджара» ларец используется для хранения драгоценностей, выполняет функцию сейфа.

« … Узрев некую печать на той бумаге, он согнулся в почтительном поклоне и вручил мне маленький ларец. Когда я принес его девушке, она вынула из-за пазухи ключ, отперла этот ларец, и я увидел, что ларец полон удивительных драгоценностей. …»

Так в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» сундук выполняет функцию дорожной сумки или современного чемодана.

«… Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные; достаёт он старшей дочери золотой венец, золота аравийского, на огне не горит, в воде не ржавеет, с камнями самоцветными; достаёт гостинец средней дочери, тувалет хрусталю восточного; достаёт гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком аленьким. …»

Волшебная функция шкатулки: добро и зло

Эта функция раскрывает образ шкатулки в качестве сверхъестественного предмета, имеющего чудесные происхождение и свойства.

В русской народной сказке «Морозко» падчерица старухи за свою доброту получила короб с подарками, а дочка старухи за своё зло осталась ни с чем.

«…Поехал старик в лес, доезжает до того места – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками. Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. …»

В карельской народной сказке «Пряхи у проруби» девочка в награду за свою работу получила от старушки сундук и ларец.

«… Хозяйка … говорит:

– Вот тебе, добрая девушка, за труды, – и подаёт ей сундук и ларец.

Поблагодарила Маша старушку, взяла сундук и ларец и домой отправилась, а лошадь и корова за ней идут. Пришла Маша домой. Лошадь и корову во двор завела, сундук и ларец в амбар снесла. Как открыла сундук – там всякого добра полно, раскрывает ларец, – а в нём камни самоцветные переливаются, аж глазам больно! …»

В японской народной сказке «Онгоро, Нэнгоро и Норо» в благодарность за свою доброту старик получил волшебную шкатулку.

«… Старик разговаривал с Норо, как с человеком. А уж посмотрел на него, юркнул в яму и вытащил оттуда небольшую шкатулку.

– Дедушка, дедушка, в благодарность за хлопоты, которые я вам доставил, примите от меня эту шкатулочку. Она даст вам все, что пожелаете, – сказал Норо и исчез под землей. … Шкатулка давала им каждый день столько риса, рыбы и приправы, сколько они хотели, а большего они и не просили. …»

Разграничительная функция шкатулки: мир реальный и мир волшебный

В этой группе образ шкатулки предстает в качестве особого предмета, по своим волшебным свойствам способного разграничить мир реальности и мир волшебства, не дав им смешаться, сохраняя, таким образом, мир от хаоса.

В чешской народной сказке «Кованый сундук» сундук разграничивал мир добра и зла. Карлики наградили человека за доброту, честность и помощь.

«… И вот однажды беда у нас случилась. Пропал родник, из которого мы воду брали. То ли пересох, то ли завалило его. Совсем худо нам пришлось – ведь нет у нас власти над водой. Ни над стоячей, ни над бегучей, ни над той, что с неба падает. Тут и помог нам твой отец. Взял ореховую палочку-развилку, походил кругом пересохшего родника, отыскал нам воду и на землю вывел. А за это открыли мы ему круглую поляну, где ты сидишь, и сундук с золотом отдали. Слепой да хворый был к той поре твой отец, не пришлось ему кладом попользоваться. … А ты владей им себе на пользу, людям на радость.

… Попрощался кузнец с карликами, сел на лошадь и к утру в Прагу приехал. Прожил он с женой долгую жизнь. Много добра сделал. Оставил по себе добрую память, рассказывают и пересказывают о нём люди. …»

В сказке В.Н. Коростылева «Вовка в тридевятом царстве» волшебство спрятано в ларце. Вовка мечтал ничего не делать. Он попал в волшебный мир, где встретился с волшебными персонажами, названными автором «Двое из ларца, одинаковых с лица». «… Тебе, видать, нужно в Тридевятое царство. А там есть двое из ларца – одинаковых с лица. Что ни прикажешь – все за тебя сделают. ….» Даже конфеты есть будут. Вовке такой мир не понравился.

В сказке Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» волшебство происходит с участием домового, который жил в сундуке и сделал Нильса маленьким-премаленьким. Таким маленьким, что его легко было поймать мухоловкой.

«… Нильс поглядел. Вроде бы в комнате никого не было. Он пригляделся попристальнее. Что это? Матушкин большой сундук, который она всегда держала на запоре, открыт. Крышка откинута. Воры! Он проспал воров! Снова послышался шорох, и тут он увидел на краю сундука крошечного человечка. … Правда, Нильс и сам хорошенько не знал, что же ему дальше делать с домовым. Запереть в сундук? Отпустить? Но тут домовой заговорил. …»

Охранительная функция шкатулки

Охранительная функция шкатулки выражается в имеющемся у неё потенциале создания «защитного кокона», изолирующего некие деструктивные силы от проникновения в пространство человеческого мира.

В древнегреческой поэме Гесиода «Труды и дни» в ларце, который открыла Пандора, хранились все беды человечества. Беды распространились по Земле, а в ларце осталась только надежда.

«…Пандора стала женой Эпиметея, младшего брата Прометея. От мужа она узнала, что в доме есть ларец, который ни в коем случае нельзя открывать. Если нарушить запрет, весь мир и его обитателей ждут неисчислимые беды. Поддавшись любопытству, она открыла ларец и на мир обрушились болезни, беды и несчастья. Когда Пандора закрыла ларец, то на дне его, по воле Зевса, осталась только Надежда. …»

В ульчской народной сказке «Скрипучая старушка» в шкатулке было спрятано зло старухи, с помощью которого она отбирала жизни у молодых девушек и продляла свою жизнь.

«… Слышала я от старухи, что есть у неё красивая шкатулка с костяной резьбой, – сказала девушка. – Вот в этой шкатулке все старухино зло хранится. Если растолочь, растереть ее в порошок, старуха никому ничего плохого делать не будет. Только шкатулку эту старуха всегда с собой носит, а когда спит – под голову кладет, спит чутко – не подойдешь к ней. …»

В русской народной сказке «Кощей Бессмертный» в сундуке была спрятана и хранилась жизнь Кощея.

«… У меня смерть, – говорит он, – в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть. Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел. …»

Спасительная функция шкатулки

Спасительная функция шкатулки заключается в использовании ее героем сказки в качестве средства, позволяющего избежать опасности или смерти.

В русской народной сказке «Две доли» мужик спрятал в сундук горе, которое мешало его семье жить.

«… Эй, жена! – говорит. – Выкидывай из сундука свою поклажу. Жена опорожнила сундук.

– Ну-ка, Горе, полезай в сундук!

Горе влезло; он его запер тремя замками; зарыл сундук в землю и говорит:

– Пропадай ты, проклятое! Чтоб век с тобой не знаться! …

– Да просто, – отвечает купец, – я свое Горе в сундук запер да в землю зарыл. … Теперь разбогател, в купцы записался. …»

В английской народной сказке «Сон коробейника» найденный сундук с серебром спас семью Джона от голода и смерти.

«… Не успел Джон немножко покопать, как наткнулся на большой деревянный сундук, весь перепачканный землей и почти сгнивший. Джон отнес его в дом и открыл. И тут все просто онемели от удивления. В сундуке лежали груды золотых монет и разная серебряная посуда, а еще были там драгоценные камни и богатые украшения из чистого золота. …»

В корейской народной сказке «Подвиг крестьянской девушки» шкатулка спасает страну от врагов.

«… Пошла она обратно в опочивальню, вдруг видит старик – снова идет, маленькую шкатулку несет. Принесла и так старику сказала:

– Думала, так и умру, не увижусь с тобой. А увиделась – ничего мне теперь не страшно.

Отдала она шкатулку отцу, в ней драгоценности да бумаги казенные, велела быстрее домой возвращаться, шкатулку корейскому военачальнику передать. …»

Из приведённых примеров видно, что шкатулка (сундук) в большинстве сказок не являются центральным образом, однако её роль в развитии сюжета очень важна, из неё всегда приходит помощь, поддержка главному герою. Присутствие образа шкатулки (сундука) в сказках, а, следовательно, и в быту народов России, стран Европы, Азии, Африки говорит о древности шкатулки, как явления культуры. Шкатулка в сказках – это всегда положительный образ, защита от зла, образ чего-то сокровенного, закрытого, хранилище тайны.

Так, в индийской народной сказке «Заветная тайна» шкатулка – это тайник. «…Там плавает большая рыба, в брюхе у неё шкатулка, а в той шкатулке ожерелье. Это и есть душа твоего сына. Береги её. …»

В русской народной сказке «Золотой конь» в шкатулке хранятся девичьи наряды, спрятанные от посторонних глаз. «… Марья-Королевна отвечает: Нет, погоди! Сумел меня увезти, сумей и шкатулку мою с уборами унести.

– А где же твоя шкатулка?

– Стоит моя шкатулка под тем столом, на котором батюшка-царь обедает. …»

Примечательно, что в сказке Г. В. Александровой «Домовенок Кузька в большом городе» шкатулка предстает в редком для художественного произведения качестве, как музейный экспонат. «… Привидение с гуканьем и аканьем подлетело к зданию музея. … Оно указало на витрину, где стояли расписные шкатулки. Домовенок нагнулся над стеклом и вздохнул. Старинные шкатулки сверкали драгоценными камнями. Но, к сожалению, среди них не было волшебного сундучка. …»

Рассмотрев образ шкатулки (сундука, ларца, короба) в произведениях народов мира и определив функции шкатулки (сундука) мы решили провести социологический опрос с целью выявления степени распространенности знаний сказочных сюжетов в современном обществе. Для этого была составлена анкета из 10 вопросов на тему «Шкатулка (ларец, сундук) в сказках народов мира». Анкетирование проводилось с июля 2015 года по март 2012 года. Было опрошено 4 группы – школьники 2-4 классов, студенты, мамы (папы) и бабушки (дедушки). Опрашивались жители Ставрополя, Владимира, Новосибирска, Омска, Пензы, Перми, Рыбинска, Самары, Саратова и некоторых других городов. Количество респондентов – 400 человек, по 100 человек в каждой группе.

1. Герои какого произведения с сундуком «за грибами ходили»?

– Маша и медведь + Дядя Фёдор, пёс и кот

– Потерянный кошелёк – Алиса в стране чудес

На 1-й вопрос лучше всех ответили бабушки и школьники. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант «Маша и медведь».

2. Где Вовка встретился с двумя из ларца – одинаковыми с лица?

+ в тридевятом царстве – в далёком-далёком королевстве

– за тридевять земель – в тридесятом государстве

Ответ на 2-й вопрос лучше всех знают бабушки. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант «В тридесятом государстве».

3. Жизнь какого сказочного героя хранилась в яйце, спрятанном в сундуке?

– Ивана-царевича + Кощея Бессмертного

– Барона Мюнхгаузена – царя Салтана

3-й вопрос оказался единственным, на который все 400 человек ответили правильно.

4. В каком произведении рассказывается о волшебном сундучке?

«… он заблестел в темноте не хуже, чем гнилушка или светляк. А когда вынес его из берлоги, то на сундучке так и засверкали прекрасные цветы и звёзды».

+ Домовёнок Кузька – В стране невыученных уроков

– Старик Хоттабыч – Волшебник Изумрудного города

В 4-м вопросе опять лидируют бабушки, а мамы и школьники набрали почти одинаковое количество правильных ответов. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант «Волшебник Изумрудного города».

5. В песне из какого мультфильма есть такие слова:

«Корабли на дно уходят с якорями, с парусами

На морской песок роняя золотые сундуки, золотые сундуки.

Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты

Изумруды и рубины осыпаются на дно…»

– Летучий корабль – Леопольд и Золотая рыбка

+ В синем море, в белой пене – Старик и море

В 5-м вопросе бабушки стали лидерами. Большинство неправильно ответивших выбрали варианты «Летучий корабль» или «Старик и море».

6. О какой шкатулке рассказывается в сказе Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка»?

– деревянной + малахитовой

– хрустальной – медной

В 6-м вопросе правильно ответили бабушки и мамы. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант в «Медной».

7. «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – это

– польская сказка + русская народная сказка

– цыганская сказка – белорусская народная сказка

В 7-м вопросе опять лучше всех ответили бабушки и мамы. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант «Белорусская народная сказка».

8. Маленькое Привидение из замка Ойленштайн спало днём на чердаке в …

– серебряном ларце + дубовом сундуке

– медной шкатулке – старом ящике

8-й вопрос вызвал затруднения у всех групп, видимо это не очень известная сказка. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант в «Старом ящике».

9. В какой сказке отец привёз подарки дочерям в сундуках дорожных, железом окованных?

– Гуси-лебеди – Царевна-лягушка

+ Аленький цветочек – Пряхи у проруби

В 9-м вопросе лидерами стали бабушки и мамы. Большинство неправильно ответивших выбрали вариант «Пряхи у проруби».

10. В каком городе России установлен памятник «Шкатулка “Русские народные пословицы”»?

– Санкт-Петербург + Пенза

– Самара – Новосибирск

10-й вопрос оказался самым сложным. Неправильные ответы распределились одинаково по трём вариантам ответов. И это не удивительно. Ведь «Шкатулка “Русские народные пословицы”» – новый памятник, установленный в 2010 году, о нём ещё не все знают.

Общее количество правильных ответов представлено в таблице.

Таблица

Правильные ответы на вопросы анкеты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: