Обращение

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему:

«Обращение».

ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе;

ЗАДАЧИ:

Обучающие: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи;

Развивающие: показать способы использования обращений в различных стилях речи;

Воспитательные: учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Оборудование: классная доска, мультимедийные средства, учебник.

Методы: частично-поисковые, развивающие, объяснительно-иллюстративные.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

БЛИЦОПРОС:

Что такое обращение?

Какие функции выполняет обращение в речи?

Какова основная интонация обращений?

Какова синтаксическая функция обращений?

Какие знаки препинания ставятся при обращении?

Давайте вместе вспомним «волшебное» правило.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Повторение орфографии (индивидуальное задание на доске).

С..кретарь, л..гендарный, об..лиск, д..легат, к..ндидат, ф..нтазия, ..ттестат, т..лантливый, тр..диция, пр..датель, пр..вилегия, пр..оритет, пр..зидент, пр..следовать, пье(с, сс)а, коми(с, сс)ия, режи(с, сс)ёр, конгре(с, сс), реп..тиция, ф..стиваль.

Дать характеристику предложения. (1 человек у доски).

По мнению Николая Рериха, отсутствие книг в доме – красноречивое свидетельство пустоты духа и сердца. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полн., осложн. ввод. сл.).

Синтаксическая разминка (индивидуальное задание на карточке).

Задание: в текст вставить подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок.

Конечно, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые, – это богатство, деньги. Но ведь, по-моему, настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем, человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю, никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное, это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно, в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…

Углублённая работа над новым материалом.

На доске написаны предложения с пропущенными знаками препинания. Прочитайте их про себя и скажите, что в них общего. (В каждом есть слово «друзья»).

Спишите эти предложения, расставляя пропущенные знаки и обозначая синтаксическую роль слова «друзья». (Ученики работают самостоятельно)

Проверим работу. Один ученик идет к доске, расставляет знаки с объяснением.

Другой ученик подчеркивает в каждом предложении слово «друзья» в соответствии с его синтаксической ролью.

(Все друзья Олега: Люба, Сережа и Ульяна – пришли вечером.

Дерево сильно корнями, а человек – друзьями.

Друзья мои, прекрасен наш союз.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.)

А почему обращение не является членом предложения? ( Не связано ни сочинительной, ни подчинительной связью со словами предложения, к нему нельзя задать вопрос).

Вспомним, что мы уже изучали об обращении в форме цифрового диктанта.

Если «да», то ставим цифру 1, если «нет» – 0.

(Учитель диктует вопросы, дети ставят цифры. Можно текст диктанта распечатать на каждого.)

1) обращение может состоять из нескольких слов (да – 1)

2) обращение всегда выражается именем собственным (нет – 0)

3) обращение может быть выражено именем прилагательным (да – 1)

4) обращение может находиться в конце предложения (да – 1)

5) обращение на письме выделяется только запятыми (нет – 0)

6) обращения употребляются только в разговорном стиле речи (нет – 0)

7) обращение всегда употребляется в форме именительного падежа (да – 1)

Проверим получившиеся ответы. (Учитель вывешивает на доску лист с ответом 1 011 001). У кого в какой цифре ошибки? (Учащиеся разбирают ошибки.)

Действительно, обращения употребляются в форме именительного падежа, но если углубиться в историю языка, то мы узнаем, что в древнерусском языке был особый падеж, который использовался для обращений. Сейчас он отсутствует, но некоторые существительные сохранили форму этого особого падежа. Вспомните, как обращалась золотая рыбка к старику в сказке А. С. Пушкина?

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

(После ответа детей учитель вывешивает карточку со словом «старче»)

─ Как обращаются православные люди в своих молитвах к Богу? (Вывешиваются карточки со словами «боже», «отче»)

─ В книгах можете встретить обращения к князю – «княже», к батюшке – «батюшко». Это звательный падеж, он сохранился в некоторых славянских языках, например, в украинском.

Упражнение 594 (1в. – 1 предложение, 2 в. – 2 предложение).

Упражнение 595 (Одну пару предложений).

Проверка упражнения 590. Дома вы выписали предложения с обращениями из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Прочитайте свои примеры и определите, как они характеризуют взаимоотношения между героями произведения.

5. Жизнь обращений сегодня. Проведение мини-дискуссии.

– Кто из вас может сказать, какие традиционные обращения используются в Польше, Италии, Франции, Англии. (Пан-пани, синьор-синьора, мадам-месье, сэр-леди и т д.)

– А есть ли традиционное обращение в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, парень, мужчина и т. д. Но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т. д.

– В 90-х годах, когда в нашей стране началась перестройка, некоторые депутаты предлагали вернуть обращения сударь и сударыня, но они уже не соответствуют времени и поэтому не прижились.

– Итак, в русском языке отсутствуют единообразные формы обращения к женщине и мужчине. Как вы думаете, это недостаток нашего языка или его достоинство?

«… при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками говорящего, так и его собеседника…» – Н. И.Формановская

Н. И.Формановская в своей книге «Вы сказали: «Здравствуйте!» пишет: «Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имеем, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!»

6. Употребление обращений связано с общей культурой человека. Сейчас использование обращений является актуальной проблемой современного общества, так как люди затрудняются в выборе вежливых форм обращения при общении друг с другом и с незнакомыми людьми.

А теперь попробуйте сами составить небольшой диалог в парах, используя формы вежливого обращения, на одну из тем: «В театре», «В автобусе», «В магазине». (Учащиеся составляют диалоги)

─ Прочитайте по ролям получившиеся диалоги. (Учитель спрашивает 2-3 пары учеников).

7. Решение задачи – человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач и т. д.

8. Заполните таблицу, согласно своему варианту, расставив знаки препинания в данных предложениях.

9. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Упражнение 586, 591.

I вариант

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: