Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова

Пояснительная записка к уроку русского языка «Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова». 2 класс

Преподаватель: Романова Татьяна Александровна

Предмет: русский язык

Тема: Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова.

Цели: – совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков в конце и в середине слова;

– развивать фонематический слух;

– воспитание наблюдательности, любви к природе;

Место урока в системе:

Данному уроку предшествовал урок по теме «Мягкий знак – как показатель мягкости согласных»

Следующий урок по теме «Перенос слов с мягким знаком в середине»

Продолжительность урока: 45 минут

Класс – второй

Образовательное учреждение: МАОУ средняя школа №141, г. Казань

Авторский медиапродукт – презентация 8 слайдов (среда POWER POINT)

Тип урока: изучение нового материала

ТСО: проектор, экран, компьютер; магнитола

Оборудование:

СД – диск с записью уроков Радио – няни;

Раздаточные карточки с заданием;

Презентация (среда POWER POINT)

Учебник Т. Г.Рамзаевой «Русский язык», 2 класс

Дата проведения: 25 ноября 2015 г.

План урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

Выявление места и причины затруднения.

Физкультминутка.

Словарно – орфографическая работа.

Построение проекта выхода из затруднения.

Первичное закрепление.

Рефлексия.

Домашняя работа.

Ход урока :

Мотивация к учебной деятельности.

Под музыку звучит стихотворение.(СЛАЙД №2)

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Серый дождик землю мочит.

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи.

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

– О каком времени года идет речь?

– Прошла пора золотой осени. Отшумела цветная вьюга листопада.

Закончился пышный карнавал в природе. Пришла другая осень.

Вы наверное уловили её признаки. Какая это осень? ( поздняя )

– Да, это поздняя осень. Тихая, спокойная, задумчивая. Вот она сегодня и заглянула к нам на урок и приготовила свои задания.

ЧИСТОПИСАНИЕ

– Определите порядок написания букв и допишите строчку до конца

Рь рьь рььь

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

– А теперь отгадайте загадки и ответьте о каком месяце идет речь (СЛАЙД №3)

1) В инее ложбины,

В огоньках рябины

Дятел клювом бьет,

Зиму в гости ждёт. (ноябрь)

2) Над землёй туман клубится,

Сквозь туман плывёт рассвет,

Осень – рыжая лисица

Красит листья в рыжий цвет. ( сентябрь )

3) Вяжет сети паучок,

Гонит тучи ветер.

Загрустил бурундучок

О прошедшем лете. ( октябрь )

– Запишите названия этих месяцев в том порядке, в каком они идут

по календарю. ( сентябрь, октябрь, ноябрь )

– Что общего у этих слов? ( оканчиваются на Ь )

– Какое место занимает Ь в этих словах? (Стоит в конце слова после

согласного)

– Какова роль Ь в этом случае? ( Ь показывает, что согласный перед ним

произносится мягко)

Выявление места и причины затруднения.

(СЛАЙД № 4)

– Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слова нужно поставить вместо вопроса?

Гроза ветер луна солнце

Дождь пыль ночь?

– А каким бывает день в ноябре?

– А теперь попробуем быть волшебниками. Ведь осень волшебница.

(СЛАЙД №5)

Кто из вас может спрятать в этом слове Ь в середину слова? ( день – деньки )

– А какое место занимает Ь во втором слове?

– Какой из двух согласных произносится мягко?

– Какова роль Ь во втором слове?

– Измените следующие слова так, чтобы Ь оказался в середине слова.

ПЕНЬ – (пеньки)

ЗВЕРЬ – (зверьки)

ЕЛЬ – (ельник)

– Что можно про слова в паре?

IV. Физкультминутка.

– А теперь встаньте и попробуем быть художниками. Поднимите левую руку, здесь у нас будет баночка с водой. Подняли правую руку, здесь у нас будет баночка с краской. А кистью будет носик. Обмакнули «кисточку» в баночку с водой. Затем взяли краску и рисуем солнышко.

Закрасим солнышко. Нарисуем лучики. ( Дети делают движения головой)

V. Словарно – орфографическая работа.

– Отгадайте ребус и вы узнаете какая вещь необходима осенью.

(СЛАЙД №6)(пальто)

– Что такое пальто?

– В современном русском языке слово пальто обозначает верхнюю одежду.

– Запишите слово пальто. Поставьте ударение. Сделайте фонетический разбор.

– Почему в этом слове звуков меньше, чем букв?

– Какую роль в этом слове играет Ь?

– Слово пальто нерусское слово. Оно пришло к нам из французского языка. Это слово не изменяется.

– Прочитайте словосочетания (СЛАЙД №7)

Ходить без пальто

Пришить к пальто

Надеть пальто

Пуговицы от пальто

– Придумайте предложение с любым сочетанием слов. ( Подвести к третьему: Я надену пальто.)

– Переделай предложение так, чтобы в нём говорилось про сестрёнку.

(Сестрёнка наденет пальто.)

– А если она маленькая? (наденет или оденет)

– Послушайте урок Радионяни.

– Запишите Я одену сестренку.

VI. Построение проекта выхода из затруднения.

– Откройте учебники и найдите упражнение 152. Прочитайте задание.

– Какие здесь слова?

– Выпишите только слова оканчивающиеся на гласный гласный звук.

– Подчеркните Ь и согласную букву перед ним.

VII. Первичное закрепление..

Работа выполняется на карточках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: