Обособленные деепричастия

Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. (Сквозные темы: «Любовь и смерть» , «Добро и зло» ).

Цель: Совершенствовать навыки определения границ деепричастного оборота. Развивать способность к восприятию обстоятельства как важного элемента художественного текста, учитывая его динамичную и живописующую роль, развивать языковые пути.

Орг.моменты

Повторение

1.Орфографическая разминка. Один корень

-свет- светлый, светило, свеча, освещенный, просвещение.

-свят- святой, святыня, святки, священный, священник,

посвященный (кому-либо, чему-либо), святотатсво.

«Священный»-святой, заветный, нерушимый, исполненный благоговения.

«Святотатство»- преступление, поругательство. Посягающий на Святыню (Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»).

«Благоговеть, благоговение»- страшиться, покаряться, смиряться, оказывать безусловное уважение и повиновение, признавать и безмерно ценить чьи-либо достоинства.

2.Анализ содержания рисунков. ( Добро и зло)

На одном – голубое небо, купола церквей, река, деревья.

На другом – разрушенные дома, небо, закрытое пеленой копоти и дыма, изуродованные деревья.

Какой рисунок вызывает положительные эмоции? Почему?

Какие ощущения вызывает второй рисунок? (ощущения безысходности-обреченности)

Все это – деяния рук человеческих.

3.Анализ текста В. М.Гаршина. (на доске)

Что делает нас людьми? Одно из сл_ гаемых – ис_ кус_ тво. Ис_ кус_ тво осв_ щает путь каждому человеку_ вступающему в ж_ знь. Художник – это огромное сострадающее сердце_ пр_ ходящее в мир для спасения его от зла. Он обязан быть чутким к бедам людей, должен излучать добро и впитывать в себя всю горечь зла.

Докажи что это текст?

Назови стиль, тип речи (художественный стиль, рассуждение)

Какова основная мысль текста? ( искусство облагораживает человека)

Связывающим между искусством и человеком является художник (писатель, поэт, музыкант, художник)

Изучение нового материала.

Каково значение слова «сострадающие?»

Сострадающий сострадать(сострадаю и состражду)-сострадать вместе, переносить муки сообща; сочувствовать горю, сокрушаться за кого-нибудь; соболезновать; жалость к другому, сочувствие, симпатия.

Учитель: Такими и были «живописцы слова» В. Шекспир.

1.Все знают знаменитую трагедию несчастною любви Ромео и Джульетты (В. Шекспира)

Таблица (проектор)

Деепричастия. Обстоятельства

Обособляется не обособляются

1)Как кончат танец, улучив 1)Фразеологические обороты

мгновенье, коснусь ее руки в 2)Деепричастия, примыкающие к

благоговенье. Сказуемому и имеющие значение

2)любовь на все дерзает и, обстоятельства образа действия.

Презрев опасность, перенесла Живи смеясь(без забот)

Меня сюда на крыльях.

2.работа с учебником.

Обособление деепричастных оборотов.

(Запись 1-2 пр-я . Упр.496 (с последующей проверкой).

3.А. М. Горькому одному из самых романтичных писателей, принадлежат слова: «Данко – несущий высоко поднятое сердце, как символ жизни и свободы»

2). Работа с иллюстрациями (Ларра и Данко)

(каждому рисунку соответствует предложение.)

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Данко

Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь.

Ларра

Утомле…ый Ларра упал на землю и, подняв потерянный кем-то ножь ударил себя в грудь.

3)Еще один герой народных баллад, любящий людей, приносящий им добро

Это герой народных баллад» Робин Гуд»

(Учебник)

Вот в город Лондон, к королю Отправился шериф, И целый час держал он речь, Колено преклонив.

Кто в цель вернее попадет, Сам стоя за чертой, Тому достанется стрела С головкой золотой.

Стрелой он прутик расщепил, Сам стоя за чертой. Он честно выиграл стрелу С головкой золотой.

Учитель: пунктирной линией проходит через весь урок тема любви и смерти, добра и зла.

Свой подвиг во имя любви совершают Ромео и Джульетта, герои одноименной трагедии Шекспира. Вспомним эпизод, когда впервые Ромео увидел Джульетту.(29.30-32.49)

Учитель: Истинная любовь не знает преград. Именно они на крыльях перенесли «Ромео в сад злейших врагов – Капулетти, где живет его возлюбленная.Послушаем в месте с Ромео, о чем размышляет Джульетта.

ДЖУЛЬЕТТА:

Что значит имя?

Роза пахнет розой,

Хоть розой назови ее, хоть нет.

Ромео под любым названьем был бы

Тем верхом совершенства

Какой он есть.

(танец)

Учитель: Но вернемся к теме урока.

Запись:

И ты, Ромео, покинув отца, отрекись от имени родного.

Встань, солнце ясное, и, ей служа, убей луну-завистницу.

Седой и сильный, он резая гору и падая в море, сердито воя.

ВЫВОД: деепричастия деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему и используются в художественном тексте, внося в него динамику и словесную живопись.

Обратимся к иллюстрации, изображающей Ромео и Джульетт.

Невольно вспоминается Пушкин. ( Рисунок «Ромео и Джульетта»)

Вдруг остановишься невольно, благоговея благомольно,

Перед святыней красоты.

БОГОМОЛЬНЫЙ- прилежно, часто искренне молящейся.

Заключение: ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ.

ДОБРО И ЗЛО.

Жизнь продолжается. И сегодня, спустя много веков, Ромео по-прежнему поклоняется Святыне красоты – своей возлюбленной Джульетте. И это значит, что любовь будет жить вечно. Истинные художники слова и души человеческой, Шекспир и Горький, герой народных баллад Робин Гуд нас в свой мир добра и любви.

ПРИСЛУШАЕМСЯ ЖЕ К ИХ СОВЕТАМ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: