Обособленные члены предложения Обобщение

ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ НАУРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Предназначение каждого учителя в том, чтобы передать учащимся знания по своему предмету и научить ими пользоваться. Это утверждение было незыблемым и неоспоримым многие десятилетия, и знания уверенно стояли впереди, оттеснив умения и навыки.

В новом содержании школьного образования на первое место выходят умения и навыки, так необходимые человеку современного и будущего общества для решения его личных и профессиональных задач. Это самостоятельность, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, толерантность, готовность постоянно учиться новому.

Рассмотрим поставленные перед учителем задачи в контексте отдельного урока, построенного по методике «Пары сменного состава». Учитель проводит урок русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения. Обобщение» на материале жизни и творчества художника-пейзажиста XIX века

Федора Александровича ВАСИЛЬЕВА (1850-1872).

На I этапе урока учащиеся получают карточки с одним предложением, данным по правилам орфографии и пунктуации, и переписывают его в свою тетрадь – оно станет первым из десяти, составляющих полный текст о художнике, о котором учащимся неизвестно ничего, кроме дат рождения и смерти, записанных на доске, и портрета художника.

На II этапе происходит работа в парах сменного состава. Учащиеся поочередно диктуют предложения из своих карточек сменным партнерам, проверяют грамотность написанного и, как положено учителю, чью роль они на себя принимают, оценивают работу напарника, расписываясь в его тетради. Если обнаруживаются ошибки, то совместно их исправляют, графически обозначая орфограммы или пунктограммы в работе над ошибками. Учитель на данном этапе только следит за ходом работы и помогает, если потребуется, в организации работы над ошибками.

Записывая предложения под диктовку своих сменных партнеров, учащиеся накапливают сведения о нем и в конце урока выстроят их в логическую цепочку.

На этом этапе урока каждый учится работать в паре, то есть нарабатывает свои коммуникативные навыки. Сначала читает предложение из своей карточки (отработка дикции, выразительности чтения), затем диктует его, следя за рукой напарника, а не глядя со скучающим видом по сторонам (воспитание внимания, сосредоточенности, собранности), так как нацелен на конечный результат (заинтересованность в получении хорошей отметки); дает партнеру возможность внимательно перечитать написанное на предмет нахождения возможных ошибок (воспитание сдержанности, терпимости) и, наконец, проверяет (воспитание уважения к партнеру, ответственность за его знания).

И вот написаны все десять предложений, и перед учащимися встает еще одна, более сложная задача: найти причинно-следственные и пространственно-временные связи между ними, т. е. собрать текст. На этом, III этапе, ребенок начинает работать самостоятельно, ему предстоит проявить инициативу на основе собственных представлений и учиться не бояться высказывать свое понимание данной задачи, отстаивать свою точку зрения, даже если она и ошибочна. При обсуждении собранного текста учитель предоставляет возможность каждому прокомментировать свой вариант, обучая детей уважать мнения других (воспитание толерантности). Таким образом, защищая свою позицию, ребенок учится прислушиваться к мнению своих одноклассников, сопоставлять различные взгляды на одну и ту же проблему и приходить к единому решению.

Обсуждение происходит примерно так.

Карточка № 5

История русской культуры знает трагические судьбы многих художников, писателей, музыкантов, архитекторов, скульпторов.

Это первое предложение, начало текста. В этом предложении не говорится конкретно о Федоре Васильеве, оно лишь подводит нас к тому, что у людей искусства, к которым принадлежит герой нашего текста, нередко трагически складываются судьбы. Эта информация предваряет следующее предложение.

Карточка № 3

Такова и судьба Федора Александровича Васильева, умершего от чахотки в самом начале своего творческого пути.

Из многих трагических судеб выделяется судьба одного человека. Местоимение такова является связующим словом с 1 предложением.

Карточка № 8

Веселый, живой, остроумный, Васильев был необычайно обаятелен, привлекал к себе всех окружающих.

Здесь мы знакомимся с характеристикой молодого человека. Связующие слова: Федора Александровича Васильева (к.3) – Васильев (к.8)

Карточка № 2.

Ему, прирожденному таланту, все легко дается в первые годы.

Новое в этом предложении – художник является прирожденным талантом. Ему все легко дается не только потому, что он был талантлив, но и потому, что окружен любящими людьми, так как умел сближаться с ними и с уважением относиться ко всем. Связующие слова: Васильев – ему.

Карточка № 10

Однако замечательные успехи молодого художника нельзя приписать только его необычайным способностям.

Предложение начинается с союза однако, которое связывает его с предыдущим противопоставлением. Связующие слова: все легко дается – успехи.

Карточка № 6

Он был на редкость трудолюбив, почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до полного самозабвения.

Предложение из к.10 подготовило нас к восприятию новой информации: мы узнаем о замечательном качестве художника – трудолюбии, и наше уважение к нему поднимается на новую ступеньку. Связующие слова: нельзя приписать только его способностям – на редкость трудолюбив

Карточка № 9

Чуткий человек, прекрасно разбиравшийся в современном ему искусстве, Иван Николаевич Крамской сразу разглядел исключительное дарование молодого пейзажиста.

Талант художника был замечен старшими товарищами по цеху, а именно И. Н.Крамским (на экран проецируется портрет и краткие сведения из биографии художника). Связующие слова: на редкость трудолюбив – исключительное дарование.

Воспитательный момент. Как вы понимаете смысл слов: исключительное дарование? (Дать детям высказаться и подвести итог)

Чтобы чего-то добиться в жизни, нужно любить свое дело, вкладывать в него всю душу, работать «до полного самозабвения», как это делал Федор Александрович. Поэтому его имя и труды вошли в историю русского пейзажного искусства, и мы, потомки, говорим сейчас о нем.

Карточка № 1

Серьезный и рассудительный, он полюбил этого юношу и был ему близким другом до конца его дней.

И такой маститый художник не мог не полюбить молодого пейзажиста за его огромный талант и личные качества. Связующие слова: Крамской – он.

Воспитательный момент. Что значит быть другом? (Дети делятся своим пониманием слов друг, дружба), а учитель рассказывает, что Крамской помогал Васильеву и материально (ходатайствовал перед Обществом поощрения художников для оформления денежного пособия, так как молодой художник находился без средств к существованию) и поддерживал его морально (Васильев страдал от одиночества и разлуки с родными местами).

Карточка № 7

За столь короткую творческую жизнь Васильев написал более ста сорока произведений.

Это предложение подводит итог творческой деятельности Васильева. Связующие слова: до конца его дней – за столь короткую жизнь.

Карточка № 4

Особой известностью пользуются такие его картины, как «Оттепель», «Мокрый луг», «Болото в лесу».

Учитель знакомит учащихся с репродукциями картин художника (при помощи компьютера и проектора) и рассказывает о реалистическом методе творчества художника, привлекая учащихся к диалогу.

После такого пристального внимания к личности этого замечательного человека и знакомства с его лучшими картинами целесообразно дать детям задание написать о своих впечатлениях:

«Мое первое знакомство с художником Федором Васильевым» или

«Что меня привлекает в личности художника Ф. А.Васильева».

В итоге учащиеся оцениваются по нескольким параметрам:

1) взаимодиктант, т. е. работа в парах сменного состава;

2) самостоятельная работа по собиранию текста и его защита;

3) творческая письменная работа.

Таким образом, на данных уроках учитель развивает у учащихся такие качества и умения, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, желание быть успешным в учебе, так как на первых двух этапах работы даже слабо подготовленный ученик чувствует уверенность в себе, успешность в выполнении заданий. А из маленьких успешных ситуаций могут сложиться большие, если таковые чаще и чаще будут создаваться на уроках. В этом учитель видит свою ближайшую цель в обучении и воспитании детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. В.Стасов. Избранные статьи о русской живописи. М., «Детская литература», 1968.

2. 50 биографий мастеров русского искусства. Л, «Аврора», 1970. Статья Н. А. Федоровой «Ф. А.Васильев».

3. В. Б.Розенвассер. Беседы об искусстве. М., «Просвещение», 1979.

4. Г. С.Островский. Рассказ о русской живописи. М., Изобразительное искусство, 1990.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: