Обощение опыта

I. Концептуальные основы различных технологий

педагогов-новаторов

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В. Ф. Шаталова, Е. М. Ильина, Н. А. Зайцева, А. А. Окунева и, конечно же, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующее индивидуальным особенностям каждого ребенка, применяют разнообразные средства и методы обучения, которые активизируют деятельность детей. Используя технологи «педагогика сотрудничества» меняются цели образования, основные на свойства личности, её формирование и развитие. По мнению Ш. А. Амонашвили основные цели современного образования: помочь ребенку научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу самим собой. (рис.1)

научить учиться

информационная культура

интеллектуальная культура

исследовательская культура

культура самокритикации

научиться работать

лидер

профессионал

использование знаний для решения теоретических проблем

использовать знание

на практике

Рис. 1

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра (И. Хейзит) Игра наряду с трудом и ученьем ― один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Концептуальные основы игровых технологий

―Технологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределения, саморегуляции, самореализации.

―Игра ― пространство «Внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский)

―Игра ― свобода личности в воображении «Иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев)

Игра используется для решения комплектных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Проблемное обучение

Знания ― дети удивления и любопытства

Луи де Броль

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, коструктирования, художественного выражения, исследовательский. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создания под руководством учи теля проблемных ситуаций и активную по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания (рис. 2)

Новые ЗУН, СУД

новые ЗУН развитые СУД

решение проблемы

проблема осознание неизвестного

учитель

ученик

помощь

информация

педагогическая проблемная ситуация

психологическая

проблемная ситуация

Рис.2 Технологическая схема проблемного обучения

С овладения технологией конструирования технологической карты начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обосновательной нормы в методике. Только та технология дает необходимый результат, активизирует деятельность ребенка, которая одухотворена её главным автором ― учителем.

II. Основные формы и методы познавательной

деятельности на уроках географии на основе

активизации и интенсификации деятельности учащихся

Как показывает практика ведения урока, успешность обучения зависит от форм организации познавательной деятельности. Под ФОПД следует понимать целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, последовательность и выбор звеньев учебной работы и режим – временный и пространственный. Формы организации познавательной деятельности – это, по сути дела, разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающийся характером их общения.

На уроках географии организация познавательной деятельности применяется в любых формах учебного процесса: уроке, лекции, семинаре, конференции и так далее. Через формы организации познавательной деятельности решается задача активизации познавательной активности учеников как продуктивной и творческой.

Основные формы познавательной деятельности, применяемые мною на уроках географии

Групповая форма обучения .Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы.

Составляющие групповой деятельности:

1.Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя

2.Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей. (прил.1)

3.Работа по выполнению учебного задания.

4.Наблюдения учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5.Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6.Сообщения учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе, дополнения, исправления, дополнительный материал и формулировка окончательных выводов.

7.Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь зависит от тщательности ее подготовки учителем, его умения уделить внимание каждой группе.

2.1 Технология дидактической игры

Я хочу рассмотреть технологию дидактической игры, используемую мною на уроках географии.

«Игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, иллюстрирующих реальную производственную обстановку».

В. И. Рыдальский

С целью активизации познавательной деятельности в учебном процессе я часто использую учебные игры и дискуссии. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявить, анализировать и определять самостоятельно пути их решения. Требуется совершенно иной подход к организации общения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимся.

Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на решение проблем.

В чем изменяется роль ученика? Прежде всего в том, что он теперь участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем.

Игра – зеркало жизни ребенка. Даже в самой незамысловатой игровой схеме находит свое отражение накопленный детьми жизненный опыт. В познавательной географической игре непроизвольно закрепляются умения применять ранее полученные знания, навыки пользования различной литературой. А самое главное в том, что, опираясь на собственную деятельность, учащиеся получают знания, испытывая при этом удовольствие, всесторонне развиваются.

На уроках географии применяю игры различных классификаций. В зависимости от того, такие игры классифицируются на:

-имитационные (разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловые игры); (прил.3)

-неимитационные (учебные) – ребусы, кроссворды, задачи.(прил.2)

Если при использовании игры моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры строятся, как правило, на двух признаках: наличие модели процесса (деятельности), наличие ролей. (прил.5)

На первом этапе формируется цель игры и дается исходная информация. На этом этапе участники игры должны четко представить себе проблему, соотнести проблему с поставленной целью.

Второй этап – это самостоятельная работа учащихся в малых группах. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры владеют в достаточной степени знаниями и умениями решения подобных проблем.

Однако они пытаются с помощью учителя – консультанта вникнуть и глубоко понять проблему, вырабатывают навыки в анализе ситуации и проявляют способности личности.

Третий этап – это межгрупповая дискуссия. Каждый докладывает свой вариант решения рассматриваемой проблемы.

Я разъясняю участникам игры ее особенности, комплексный характер, порядок проведения и обсуждения. Обращаю внимание на критерии оценки результатов ролевой игры, учитывая, что учащиеся в основном работают в малых группах и игра практически носит состязательный характер.

Географические игры бывают разные. В среднем и младшем звене это уроки-путешествия, «Брейн-ринги», «Вокруг света» и так далее.

В старших классах в основе учебной игры – методические приемы. Игры носят имитационный характер, чаще это географическая экспертиза, деловые игры. (прил.2)

2.2. Технология проблемного обучения

При индивидуальной форме организации познавательной деятельности, ученик работает самостоятельно. Такая форма работы имеет большое значение для отработки умения, развития творческих способностей и самостоятельности. В старших классах я также применяю технологию проблемного обучения, это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Часто это индивидуальные задания, рефераты, семинары, творческие задания.

В творческих заданиях учащийся не просто воспроизводит установленные алгоритмы действия, а вносит качественно новые, созданные им самим элементы, расширяющие возможности владения теми или иными учебными материалами, помогают школьникам ориентироваться по аналогии с опорой на общие понятия. Такие задания позволяют выйти за рамки материала учебника, тем самым давая возможность развитию самостоятельной деятельности учащихся в работе с дополнительной литературой.

Эффективную роль играет организация учебной деятельности с разнообразными источниками географической информации на различные этапах урока. То есть различные средства обучения (таблицы, глобусы, приборы, макеты, гербарии, коллекции горных пород и минералов и т. д.). А также инструктивные материалы с перечнем действий при составлении характеристик географических объектов, инструкции по выполнению практических работ, научно-популярная литература. Такое материальное обеспечение помогает в деятельности школьника и способствует развитию мышления, воображения, памяти, речи, удовлетворяет потребности в практической деятельности, новых впечатлений, развивает познавательный интерес.

Например, при изучении темы «География туризма» в 10-м классе, я даю небольшое творческое задание на тему: «Какую страну ты хотел бы посетить и почему?» Притом работу ученики делают прямо на уроке, тем самым можно сразу проанализировать: что дети знают о стране, что их интересует, и для себя сделать анализ, какие же страны самые интересные для посещения.

При изучении в 10-м классе темы «Воспроизводство населения» , рассматривая проблему отрицательного прироста во многих европейских государствах, ученикам ставится задача о решении демографической ситуации, где они предлагают свои варианты решения данной проблемы.

2.3. Методы организации учебно-познавательной деятельности

на уроках географии

На своих уроках я применяю активные формы обучения. Главное здесь владение принципами и методами групповой и индивидуальной работы с учащимися.

Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Именно с помощью методов через содержание учебного материала устанавливается глубокая связь между деятельностью учителя и учащихся. В этой совместной деятельности учитель использует методы преподавания, которые определяются функцией управления учителем деятельностью учащихся, и они могут выступать как методы по организации поисковой, познавательной деятельности учащихся.

Делать это можно поэтапно: сначала на объяснительно — иллюстративном, потом на репродуктивном, частично-поисковом и, наконец, исследовательских уровнях. Наглядно такую организацию познавательной деятельности учащихся можно увидеть на уроке по теме;

«Тихий океан» при составлении графического конспекта на контурной карте по курсу «География материков и океанов» в 7 классе. Этот подход использую и при формировании умения заполнять различные таблицы, составлять схематические рисунки, диаграммы, картосхемы, графики.(прил.1)

Соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности (индивидуальной, групповой и коллективной), естественно требуют разных методов обучения.

Выбирая метод, учитываю соответствие выбора методов обучения своим возможностям по их использованию.

Наглядность – один из принципов преподавания географии.

Применение наглядного метода обучения играет огромное значение:

1. Развивает у школьников наглядно-образное мышление

2. Остроту восприятия,

3. Наблюдательность

4. Зрительность

Основная функция наглядных методов – обеспечение конкретным образным материалом, формирование теоретических знаний, а при изучении единичных объектов и территорий они обеспечивают формирование представлений о географических объектах (гор, рек, ландшафтов, природных зон, материков и т. д.).

В наглядных методах обучения источники знаний представлены разнообразными видами учебно-наглядных пособий:

карты;

картосхемы;

аэрофотоснимки;

картины;

раздаточный иллюстрационный материал;

таблицы;

чертежи;

графики;

диаграммы;

схемы;

профили.

Создание ярких образов на уроках, способствует усвоению знаний. Наглядный метод применяю на различных этапах урока: при изучении нового материала и при его закреплении и обобщении, стимулируя познавательный интерес учащихся.

Наглядные методы тесно связаны со словесными методами. Например: Учитель описал извержение вулкана, а затем продемонстрировал действующую модель, воспроизводящее это явление в миниатюре.

В методике обучения существенное правило усвоить прием работы с новыми источниками знаний.

Я приведу пример приема работы со схемой:

1. Прочитать название схемы и выявить особенности ее построения.

2. Установить способы изображения объектов, явления, связей на схеме.

3. Определить, что можно узнать по схеме. При таком подходе учащиеся могут выполнять задания по созданию простейших рисунков, схем, таблиц.

Главные направления совершенствования наглядных методов — организация деятельности школьников на разных уровнях самостоятельности.

На разных этапах урока применяю следующие наглядные средства обучения:

-при изучении нового материала (картины, таблицы, раздаточный материал, схема);

-при проверке домашнего задания (схема, таблица-вывод из объясняемого материала, или конспект основного содержания урока).

Здесь используется также эвристический метод, который предполагает готовность мышления в выработке общих понятий, к соотношению единичного и общего, выявлению закономерностей тех или иных процессов. Этот метод, при котором поиск истины – не самоцель, а средство достижения личностной причастности, ощущения самореализации, являющиеся залогом саморазвития ученика. В итоге создаются благоприятные условия для решения заданий повышенной сложности: сгруппировать объекты, установить причинно-следственные связи, сопоставить и сравнить изученные объекты, прогнозировать географические ситуации. Так, например, в курсе физической географий России при рассмотрении темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» учащиеся, работая с физической, тектонической и геологическими картами, получив необходимую информацию, заполняют таблицу, сделав вывод об установленной зависимости. (см. таб. 1)

Таблица 1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: