Обобщить знания по теме Население

Тема: Обобщить знания по теме «Население»

Задачи: Обобщить знания по изученной теме «Население»

Ход игры

Ι. Жюри

Учитель и два ученика старших классов

ΙΙ. Парты сдвигаются для трех групп

На них ставятся таблички с изображениями «Х», «О», «Z»

ΙΙΙ. Жеребьевка

Первой играет команда «Х»

Она выбирает квадрат, в котором будет играть. Затем капитаны подходят к ведущему и извлекают из конверта карточку с заданием. Время отведенное на выполнение задания указывается на карточках. После его выполнения жюри выносит решение, кто выиграл. Выигравшая команда прикрепляет свой знак в квадрат и выбирает следующее задание.

Задания

Ι. Дальше, дальше

От команды по одному ученику выходят к карте России и по очереди называют национальность и показывают на карте, где этот народ проживает. Выигрывает тот, кто больше назовет и правильно покажет на карте.

ΙΙ. Оратор

Подготовить за 1 минуту сообщение на тему:

«Х» — Плюсы и минусы городского образа жизни.

«О» — Как поднять деревню, чтобы уменьшить отток молодежи?

«Z» — Урбанизация – мощный фактор воздействия на окружающую среду.

Критерии оценки выступления:

Грамотность речи, четкость изложения, нестандартные решения.

ΙΙΙ. Что это? Где это?

Ведущий зачитывает каждой группе описание, какого — либо народа, проживающего на территории России

«Х» — У этих людей светлая кожа, глаза голубого, серого, зеленого цвета. В народном творчестве часто воспевает белую березу.

«О» — Народ, живущий в горах Южной Сибири, исповедующий ламаизм.

«Z» — Этот народ говорит на кавказском языке, национальный герой – Шамиль, исповедует ислам.

Время на размышления 30 секунд

ΙV. С днем рождения!

«Х» — Почему в центральной европейской части России низкая рождаемость?

«О» — Почему в Туве и на Северном Кавказе рождаемость выше, чем в других районах России

«Z» — Что такое естественный прирост, и от каких факторов он зависит? Какие тенденции характеризуют современное естественное движение населения, и чем оно определяется?

Обсуждают задание 1 минуту.

V. Блиц – турнир

Ведущий задает поочередно каждой команде вопросы

«Х»

Назовите численность населения России

Что такое воспроизводство населения?

Где в России самая высокая смертность?

Самый крупный народ по численности населения в России

Что такое урбанизация?

Где России самая высокая рождаемость?

«О»

Назовите основные типы населения

Что такое демографический взрыв?

Что такое ассимиляция?

Самая большая по площади республика России?

Назовите самый многочисленный народ в группе тюркских народов, проживающий на Северном Кавказе

Назовите главное занятие жителей сельских поселений

«Z»

Самая маленькая по территории республика в России?

Назовите города миллионеры

Назовите народы, населяющие Северный Кавказ

Что такое демография?

Назовите типы миграций

Какой возрастной критерий трудовых ресурсов России?

Время обсуждения 5 секунд

VΙ. Мой дом – моя крепость

«Х» — Как меняется характер сельского жилищи, если ехать из Архангельска в Махачкалу?

«О» — Города различаются по выполняемым функциям. Как будет меняться характер зданий в городах с разными функциями: Москве, Владимире и Анапе

«Z» — Вы знаете, что городские агломерации – это группы близко расположенных городов объединенных тесными связями. Чем на ваш взгляд, вызвано образование городских агломераций?

Необходимо отмечать причины, влияющие на характер жилища (климатические, социальные, этнические)

Время обсуждения 1 минута

VΙΙ Мы едем, едем, едем

«Х» — Приведите примеры, как миграции оказывают воздействие на жизнь общества

«О» — В чем причины современного оттока населения из восточных районо России

«Z» — Как в стране осуществлялись насильственные переселения?

Время обсуждения 30 секунд

VΙΙΙ. Угадай

Бывает так, что города меняют свои названия. Ответьте, как в настоящее время называются города, имевшие в прошлом такие названия:

Команда Х

Калинин (Тверь)

Устинов (Ижевск)

Ленинград (Санкт – Петербург)

Команда О

Горький (Нижний Новгород)

Куйбышев (Самара)

Свердловск (Екатеринбург)

Команда Z

Екатеринодар (Краснодар)

Сталинград (Волгоград)

Орджоникидзе (Владикавказ)

ΙХ. Итог урока

— Выявляется команда – победитель

— Выставляются оценки

— Отмечаются самые интересные и нестандартные ответы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: