Обобщение знаний по теме Теория электролитической диссоциации

Разработка открытого урока по химии в 9 классе.

Тема: Обобщение знаний по теме «Теория электролитической диссоциации».

Цель: Обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Теория электролитической диссоциации.

Задачи:

Закрепить и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации, совершенствовать умение учащихся составлять уравнения диссоциации и реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде.

Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, культуру речи и общения.

Формы работы: коллективно-групповая, парная, индивидуальная, дифференцированная.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: презентация к уроку, материалы Виртуальной Химической лаборатории, универсальный электронный датчик Pasco, раздаточный материал.

Реактивы: растворы: серной и соляной кислот, хлорида бария, карбоната натрия; универсальный индикатор, стаканы с водой, пипетки.

План урока:

1. Организационный момент.2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

3. Всесторонняя проверка знаний учащихся – опрос.4. Проверка понимания изученного материала.5. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

6. Рефлексия.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка посещаемости, наличие дежурных, журнала, готовность к уроку.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

«Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких,

а если при труде успеха не будет,

будет неудача, не беда – попробуйте ещё». Д. И. Менделеев

На предыдущих уроках мы познакомились с одной из величайших теорий, на которую опирается химическая наука, – это теория электролитической диссоциации. Теория электролитической диссоциации широко применяется для объяснения многообразных физических и химических явлений в растворах, установления между ними тесной связи. Она, по словам Аррениуса, “оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки”.

А сегодня на уроке мы должны обобщить и систематизировать знания по этой теории и закрепить умения составлять уравнения диссоциации и реакций ионного обмена. (цели урока на слайде)

В течение урока будем выполнять разнообразные задания, для этого у вас на столах лежат рабочие листы с заданиями и таблица, в которую вы будете вносить результаты. В конце урока вы сможете самостоятельно оценить свои знания по пройденной теме.

Заполните рабочие листы (ФИ и класс) и подготовьте их к работе.

Всесторонняя проверка знаний – письменный опрос.

Начнем наш урок с повторения теоретических знаний, т. е. с опроса.

Задание № 1.

Закончи предложение одним словом. (4 минуты)

1 вариант.

Положительнозаряженный электрод ……..

Направленное движение заряженных частиц……

Отрицательно заряженные частицы………..

Вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток…….

Процесс распада электролита на ионы называется……….

Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются гидроксид — ионы — ……..

2 вариант.

Отрицательно заряженный электрод — ……

Положительно заряженные частицы — ………

Процесс распада электролита на ионы — …….

Вещества, водные растворы которых проводят электрический ток — ……..

Основоположник теории электролитической диссоциации — ……..

Электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются ионы водорода — ……..

После окончания работы учащиеся проводят взаимопроверку. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное кол-во баллов — 6. (ответы на слайдах).

Проверка понимания изученного материала.

Гемфри Деви и Майкл Фарадей проводили опыты по изучению электропроводности растворов используя специальный прибор, которым мы также пользовались на первом уроке при изучении электролитической диссоциации. С помощью этого прибора мы распознавали вещества электролиты и неэлектролиты. Рассмотри принцип работы этого прибора с помощью ВХЛ. (демонстрация материала из ВХЛ и комментарии ученика)

1.Экспериментально было установлено, что растворы солей, щелочей и кислот способны проводить электрический ток. Такие вещества были названы электролитами. Растворы же сахара, спирта, глюкозы и некоторых других веществ не проводят электрический ток и называются неэлектролитами.

2. Распад молекул на ионы в растворе называется электролитической диссоциацией. Ассоциация — обратный процесс.

3. Диссоциация веществ в растворе представляет ряд последовательных процессов:

1) Ориентация молекул воды вокруг ионов или молекул;

2) Гидратация молекул воды с ионами или молекулами;

3) Для веществ с полярной ковалентной связью характерна дополнительная стадия — ионизация молекул (превращение ковалентных полярных связей в ионные);

4) Диссоциация кристаллов или молекул на гидратированные молекулы.

В дальнейшем мы научились без прибора распознавать вещества электролиты и неэлектролиты. Для этого выполним следующие задание: (ученик у доски)

Из предложенных веществ выбрать неэлектролиты.

(на слайде исчезают формулы неэлектролитов)

Задание № 2. Для оставшихся веществ составить уравнения диссоциации. (работа по 4 вариантам на 5 минут)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: