Обобщение знаний по теме Имя существительное исследование слова Мороз

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА «МОРОЗ».

4 класс. Урок-исследование.

Цели:

Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи.

Создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность; коммуникабельность.

Задачи:

Закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»;

Закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;

Закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.

Тип урока: урок – исследование.

Основная деятельность на уроке: учебно – поисковая.

Оборудование:

Карточки с названиями разделов русского языка;

Карточки для каждого учащегося с текстом для орфографической работы;

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова;

«Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой;

«Словарь антонимов русского языка» М. В. Львова;

«Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова;

«Словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова;

«толковый словарь русского языка» В. И. Даля;

Схема к составлению словосочетаний;

Книги о Морозе (сказки)

Х о д у р о к а

I. Вводно-мотивационный этап

Учитель: Ребята, мы закончили изучение темы «Имя существительное». Сегодня урок обобщения знаний об имени существительном. Урок у нас будет необычный, урок-исследование. А вы будете исследователями. Предметом нашего исследования будет слово, спрятанное в загадке (загадку читает заранее подготовленный ученик).

Ученик: Невидимкою зимой

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Учитель открывает на доске слово «мороз».

Морфология

Морфология

МОРОЗ

МОРОЗ

Фонетика

Фонетика

Синтаксис

Синтаксис

Фразеология

Фразеология

Словообразование

Словообразование

Лексика

Лексика

Орфография

Орфография

Учитель: Посмотрите на это слово с разных сторон науки о русском языке.

II.Познавательный этап

Учитель: Что изучает фонетика?

Ученики: Это – наука о звуках, а звук – это то, что мы слышим и произносим.

Учитель: Рассмотрим, из каких звуков состоит слово. Для этого произведем фонетический анализ слова (один ученик работает у доски)

Мороз – 2 слога, мо-роз марос

М м — согл., звон., непарн., тверд.

О а — галсн., безударн.

Р р — согл., звон., непарн., тверд.

О о — гласн., ударн.

З с — согл., глух., парн., тверд.

5 б., 5 зв.

Учитель: Подведем итог:

Что можно сказать о количестве букв и звуков? (оно одинаково)

Сколько гласных? (2)

Сколько согласных? (3)

Какие звуки в слове не соответствуют написанию? а, с

Почему? о в безударном положении произносится как а, а буква «з» в конце слова оглушается.

Какие же трудности в связи с этим появляются? (как правильно написать слово)

Поможет нам здесь следующий раздел.

Учитель: Что изучает раздел орфография? (правописание)

а) Какие орфограммы есть в слове мороз? (Безударный гласный, непроверяемый ударением, парный согласный в корне слова).

Доказать написание (мороз – морозы)

б) Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы задали себе? (Дети определяют задание. Задание уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное. Работают дети самостоятельно).

Со…нце землю греет млабо,

По н…чам тр…щит мороз.

Во дв…ре у снежной бабы

П…белел м…рковный но… .

Учитель подводит итоги этапа урока. Проверка написанного. Дети читают слова, доказывают ответ.

Учитель: Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами науки о языке. Между орфографией и фонетикой. А что изучает лексика?

Ученики: Лексика изучает значение слова, антонимы, синонимы, многозначность.

Учитель: Как известно, маленькие дети задают много вопросов: почему? Как? Что? Зачем? Как бы вы объяснили значение слова «мороз» младшему братику или сестре? (2-3 ученика отвечают на вопрос, дают объяснение слова).

Учитель: Посмотрим, как объясняет это слово С. И. Ожегов в словаре.

Ученик зачитывает объяснение из словаря С. И. Ожегова.

Учитель: А как объясняет это слово В. И.Даль в словаре?

Ученик зачитывает объяснение из словаря В. И. Даля

Учитель: Где точнее определение? Как по-вашему, кто ближе всего, точнее дал свое определение? (Рассуждение детей)

Учитель: Как вы думаете, есть ли у слова «мороз» синоним? (ответ детей). Уточним в словаре синонимов (работа детей со словарем. Мороз – холод, объяснение орфограмм)

Учитель: Есть ли у слова «мороз» антонимы? (ответ детей). Уточним в словаре антонимов (работа детей со словарем. Мороз – зной).

Учитель: посмотрите на ряд слов. Мороз, морозом, морозы, морозец (слова выписываются на доске) Какое слово лишнее? (дети отвечают).

Учитель: Почему?

Ученики: Слово морозец это не форма слова мороз, а новое слово.

Учитель: Какие части слова учувствуют в образовании новых слов?

Ученики: приставки, суффиксы.

Учитель: Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление?

Ученики: Словообразование.

Учитель: Самостоятельно в тетради образуйте новые слова от слова мороз (работа в группах по 4 человека, образовать 3-4 слова, затем зачитать варианты).

Учитель: Посмотрим в словообразовательный словарь. Какие еще слова могут быть образованы? (Зачитать в словообразовательном словаре).

Учитель: Что исследует морфология?

Ученики: Слово как часть речи.

Учитель: какой частью речи является слово «мороз»?

Ученик: существительное.

Учитель: Докажите, что это – существительное

Ученик: Вопрос что?, явление природы.

Учитель: Что мы знаем об этом имени существительном?

Учитель: Произвести морфологический разбор – исследование.

Ученики производят разбор по памятке у доски

Учитель: Какой раздел науки о русском языке изучает словосочетание и предложение?

Ученики: Синтаксис.

Учитель: Придумайте словосочетание со словом «мороз» по схеме.

Ученики работают по группам.

Х

Имя прилагательное

Имя прилагательное

Имя существительное

Имя существительное

Учитель: выберите самое красивое, самое удачное словосочетание. Проверка

Учитель: Придумайте предложение со своими словосочетаниями

Учитель: Ребята, я тоже придумала предложение, но вот незадача: все слова рассыпались. Помогите составить предложение.

Сковал, людом, быструю, трескучий, реку, мороз. (Запись на доске)

Дети составляют предложение: Трескучий мороз сковал льдом быструю реку. Затем проводится запись, разбор по членам предложения и частям речи.

Учитель: Назовите словосочетания (дети называют: трескучий мороз, сковал льдом, быструю реку, сковал реку).

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. С позиции какого раздела науки о языке мы еще не исследовали слово «мороз»?

Ученики: Фразеология

Учитель: Что изучает фразеология?

Ученики: Устойчивые словосочетания, «крылатые» слова.

Учитель: какие вы знаете устойчивые сочетания со словом «мороз»?

Ученики: мороз по коже.

Учитель: что оно означает? Как вы думаете, почему появилось это выражение.

Ученики отвечают исходя из своего опыта. Если у детей возникают затруднения, рекомендуется воспользоваться словарем.

Учитель: Пословицы и поговорки – это тоже крылатые слова. А какие вы подготовили пословицы и поговорки, где звучит слово мороз? (ответы детей)

Береги нос в большой мороз.

Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Январю – батюшке – морозы, февралю – метели.

Мороз разбирает да расшевеливает.

Стужа да мороз; на печи мужик замерз.

Был бы покос, да пришел мороз.

День дню рознь: нынче тепло, а завтра мороз.

Если б не мороз, то овес бы до неба дорос.

Зима не без морозов.

Мороз да нужда

Солнце на лето, зима на мороз.

И март морозом на нос садится.

Учитель: Русский народ всегда любил зиму и мороз. Мороз представляли живым человеком и сказки о нем слагали:

«Мороз Иванович» (показать книгу, зачитать отрывок; «Была зима морозная, была зима серьезная. Дедушка Мороз все деревья в белые шубки нарядил, а на избы белые шапки нахлобучил»)

«Старый Мороз и молодой Морозец» (Жил старый Мороз, и был у него сынок – молодой Морозец)

Учитель: Поэты тоже посвящали стихи морозу, зиме. (Отрывки стихотворений читают дети.)

А. С. Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись…

А. Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Я. Полонский

Вот на каретных стеклах в блеске

Огней и в зареве костров,

Из бледных линий и цветов

Мороз рисует арабески.

С. Я. Маршак

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз…

Здесь проехали полозья

И сверкает на морозе

Серебристый гладкий лед…

Н. Погодина

От зари ли, от мороза

Зарумянилась береза?

Неба синь над головой

Снег, как небо, голубой.

Н. А. Некрасов

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

III.Итоговый этап урока.

Учитель: Сегодня мы исследовали слово «мороз». Мы изучили это слово с точки зрения разных разделов, каких? (Ученики называют разделы)

Учитель: Что было особенно интересным? Какое заседание вызвало трудности? Что вы узнали нового?

IV. Домашнее задание (на выбор)

Найти и выписать в литературном произведении строки о морозе.

Мини-сочинение «Морозный день»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: