Обобщение собственного педагогического опыта

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Выполнила:

Логинова Татьяна Михайловна

учитель изобразительного

искусства и черчения

г. Усинск

2014 г.

Содержание:

I. Информационный отдел обобщения опыта …………3

1.1 Тема опыта ………………………………………………3

1.2 Условия возникновения и становления опыта ………..3

1.3 Актуальность проблемы ………………………………..4

1.4 Ведущая педагогическая идея опыта…………………..5

1.5 Длительность работы над опытом …………………….5

1.6 Диапазон опыта ………………………………………….6

1.7 Теоретическая база опыта ………………………………6

II. Технология опыта ……………………………………..8

2.1 Постановка целей и задач …………………………….8

2.2 Организация учебно-воспитательного процесса ……10

2.3. Результативность опыта…………………………….14

III. Библиографический список …………………….……17

Информационный отдел обобщения опыта.

Без зла смотри на мирозданье,

а разумом добра любви,

мир это море из благих деяний,

построй корабль и по нему плыви.

Тема опыта.

Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

23 года работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества. В процессе работы я сформулировала тему своего исследования: «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

Условия возникновения и становления опыта.

Опыт возник в условиях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска.

В соответствии с законом РК «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании на уроках изобразительного искусства – развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения ею методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами музыки, ИЗО, технологии.

Актуальность проблемы.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».

Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

1.4 Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию не только художественно-творческих способностей учащихся, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.

Также одной из ведущих педагогических идей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий.

Длительность работы над опытом.

Длительность работы над опытом составляет 3 года.

Первый этап – подготовительный (с 2015 по 2012 год) — накопление фактического материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы, проведение предварительной диагностики художественно-творческих способностей учащихся. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей.

Второй этап – формирующий (с 2012 по 2015 год) — апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми, систематизация художественных материалов по их применению.

Третий этап (с 2015 по 2014 год) – заключительная динамика показала динамику интереса учащихся к предмету. Предмет изобразительное искусство был назван в ряду интересных предметов, увеличилось количество учащихся, занимающихся в художественной школе.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен единой органичной системой: урок изобразительного искусства – внеурочная работа – индивидуальная работа с учащимися.

1.7 Теоретическая база опыта.

Проблемой развития детского изобразительного творчества и способностей занимались: А. В.Бакушинский, А. А.Венгер, Т. Г.Казакова, Т. С.Комарова, А. В.Рождественская, К. Д.Ушинский, Н. С.Лейтес, Б. М.Теплов, Л. С.Выготский, Н. М.Сокольникова, С. Л.Рубинштейн, Г. Альтов, И. П.Волков, Б. М.Неменский и др.

Н. С.Лейтес указывал на развитие способностей в процессе деятельности, отношение способностей и задатков. Спонтанно возникающая у детей потребность в той или иной деятельности является основным признаком наличия у них специальных или общих способностей.

Б. М.Теплов под способностями понимал индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются только в процессе деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.

Н. М.Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.

Л. С.Выготский считал, что творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов. Он отмечает сложность процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Выготский дает ответ и на вопрос об угасании творчества к подростковому возрасту.

Т. А.Юшко утверждал, что художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценке жизненных ориентиров.

Б. М.Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.

Я. А.Коменский основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важный для обучения рисованию принцип «от общего к частному», затем не менее важный принцип — «от более легкого к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения. Необходимым условием для успешности обучения Коменский считает правило: «двигаться вперед не спеша». Наконец, непосредственная польза от учения, по мнению педагога, содействует легкости усвоения. Требования Я. К.Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства учащихся. Он впервые выдвигает важные положения, к сожалению, часто забываемые: не навязывать «…ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения», учитывать при обучении возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из особенностей содержания обучения.

К. Д.Ушинский придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение наблюдения в умственном развитии ребенка: «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность – видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».

При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.

Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучения, о развитии детского творчества, способностей, имеющие очень много общего. Практический аспект реализации развития художественных способностей детей средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрыт, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно лишь совершенствовать процесс обучения, искать новое в общении с детьми.

II. Технология опыта.

2.1 Постановка целей и задач.

Цель данного обобщения опыта: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Задачи, способствующие достижению цели:

развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;

формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Для решения поставленных задач опыта мной применялись методы художественно — эстетического воспитания:

метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);

метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

метод сравнений (для активизации мышления);

метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

метод привлечения жизненного опыта детей;

метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

словесный метод;

наглядный метод.

Формы работы:

коллективно — творческая деятельность;

индивидуально практическая деятельность;

игровые формы работы.

2.2 Организация учебно-воспитательного процесса.

Основной задачей уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа тем самым вооружает школьников представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.

В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-6 классах – лишь 48-50 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно — прикладного искусства.

Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Декоративно-прикладному искусству учащиеся отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий, самостоятельно определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.

Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.

Главными задачами, на мой взгляд, являются:

Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.

Вести детей по дороге счастья и добра.

Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.

Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.

Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.

Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей необходима стратегия развития творчества:

Максимально использовать золотой ключик – интерес.

Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, лепка, декоративно-прикладное искусство)

Для достижения успеха важна мотивация

Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

Организовывать и направлять способности как вид деятельности.

Стараться творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.

Выстраивать систему занятий таким образом, чтобы уч-ся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.

На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении уч-ся.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию познавательного интереса и творческих способностей личности.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

декоративная и конструктивная работа;

восприятие явлений действительности и произведений искусства;

обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

изучение художественного наследия;

подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

на уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме,

прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т. д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи).

На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т. д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках я использую следующие художественные техники:

рисование (в различных видах и жанрах)

аппликация и коллаж (работа учеников 7 классов по теме «Рациональное питание – залог здоровья. Полезные и вредные продукты», техника коллаж)

лепка

бумагопластика («Изготовление зимнего дерева, букета и декоративного элемента для оформления интерьера»)

роспись самостоятельно выполненных изделий

рисование пальцем, граттаж и др.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ (художественный проект «Дети на дороге», художественный проект «Рациональное питание – залог здоровья. Полезные и вредные продукты»).

На уроках также применяю метод ИКТ (мультимедийные презентации)

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют «правильно» или «неправильно». Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.

Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

Урок искусства должен быть для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: