Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой ПИ Тема опыта Развитие э

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида »

Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность

Автор опыта: Бабенкова Полина Ивановна

Воспитатель

ГБОУ «Валуйская специальная

(коррекционная)

общеобразовательная школа –

интернат VIII вида».

Валуйки

2015

Содержание

Информация об опыте …………………………………… 3

Технология опыта…………………………………………..7

Результативность опыта…………………………………..18

Библиографический список……………………………….21

Приложение…………………………………………………23

Условия возникновения и становление опыта

Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды («Основы коррекционной педагогики» А. Д.Гонеев).

Одной из особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаточная способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности. Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, которые (по мнению Г. Ф. Бреслава) проявляются в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни в вымышленной, в отсутствии чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции, в негативных эмоциях, страхах, замкнутости, агрессивности, гиперактивности как проявлении нарушений системы эмоциональной регуляции.

Коррекции эмоционального развития способствует эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое развитие определяет эстетическое воспитание и как следствие эстетическую культуру личности.

Воспитание эстетической культуры – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты» («Педагогика» Б. Т. Лихачев). Воспитание и развитие эстетической культуры у детей должно осуществляться с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства. Искусство является важным средством, снимающим у детей напряжение от учебы, труда, спорта. Увлекая школьника, сосредотачивая его внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство – просветленное чувство наслаждения красотой мира, искусство переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих его психическую деятельность в новое русло, создающее разрядку. Сменой количества и качества духовных впечатлений искусство осуществляет своеобразную психотерапию, выполняет психогигиеническую функцию.

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры – приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья эстетически развиваться: посещать музей, читать художественную литературу, заниматься в кружках эстетической направленности видеть прекрасное в окружающем мире.

Следует отметить то, что методы и формы организационной работы воспитателя по формированию эстетической культуры воспитанников должны быть ориентированы, с одной стороны, на активизацию ресурсов личности, а с другой – на активизацию ресурсов педагогической и социальной среды. Эстетическая культура помогает решать задачи воспитания интеллектуальной культуры: в процессе художественной и творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании человек отражает то, что хранится в его зрительной памяти.

Совершенствуется мыслительная деятельность: операции синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребёнка.

Эстетическая культура,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: