ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕ

МБОУ Долматовская ООШ №16

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

на тему:

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ»

Учителя географии

Федоровой Марины Николаевны

2014

Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии.

Задачи:

— раскрыть понятие и дать характеристику игровых технологий;

— разработать и апробировать систему уроков с применением игровых технологий;

— экспериментально проверить влияние игровых технологий на развитие познавательного интереса учащихся и усвоение ими учебного материала;

— разработать методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках, для повышения познавательного интереса учащихся.

Условия формирования опыта

Познавательный интерес служит индикатором общего развития учащихся, так как связан с основной фундаментальной деятельностью – учением, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить. Познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств; познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к содержанию избираемой предметной области и деятельности, связанной с ее изучением. Формирование опыта происходило в процессе изучения методической и научной литературы; апробации теорий проблемного обучения и теории развития познавательного интереса; привлечения учащихся к исследовательской деятельности.

Актуальность

Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Задача педагогов – как можно выше поднять планку уровня развития как логического, так и абстрактного мышления школьников. Каждый учитель стремится заинтересовать ученика, привить ему любовь к своему предмету, поэтому, используя весь свой опыт и эрудицию, он так старается преподносить изучаемый материал, чтобы в классе не осталось равнодушных ребят. Особенно большой интерес у школьников вызывают активные формы обучения: дидактические игры, урок-игра, семинары, дискуссии, пресс-конференции, практикумы, уроки-путешествия.

Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно: развивают познавательный интерес учащихся к предмету, увеличивает успеваемость, способствуют становлению творческой личности ученика, формируют умение видеть проблемы, принимать решения.

Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогики. Актуальной она является и сегодня, поскольку мир увлечений современного школьника настолько широк и многогранен, что ему становятся не интересны обычные занятия, а значит, как следствие этого, снижается успеваемость.

В настоящее время необходимо теоретически осмыслить применение игр в процессе обучения, выявить отношение игрового обучения к таким основополагающим категориям дидактики, как процесс, метод и организация обучения.

Перспективность опыта состоит в его длительном и многофакторном воздействии на познавательный интерес и успеваемость учащихся; а так же в возможности применения его в практической деятельности педагога.

Теоретическая база опыта

Традиционные методы обучения (догматическая и объяснительно-иллюстративная) не всегда позволяет в полной мере решать задачи формирования личности, образования и воспитания учащихся, возникла потребность начать поиски новых образовательных моделей. В своих исследованиях опиралась на опыт ведущих российских педагогов:

— теорию проблемного обучения М. И. Махмутова;

— теорию развития познавательного интереса Г. И. Щукиной и др., а также технологию разноуровневого и игрового обучения.

В основе обоснования опыта лежат и работы современных педагогов-исследователей и новаторов:

— Зотова А. М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося.

— Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогически технологии в обучении.

История применения игр как эффективного способа обучения уходит своими корнями в глубокую древность. Одно из первых упоминаний встречается у древнегреческого философа Платона. Известно, что Аристотель также видел в играх источник душевного равновесия, гармонию души и тела. А в работе «Патетика» говорится о пользе игр в развитии интеллекта.

Современное философское отношение к игровой деятельности определяет игру как условное бытие реального субъектно-объектного отношения и совокупность всех проявлений игровой активности взаимодействующих субъектов (или единичного субъекта), направленную не на внешний объект, а на внутренний – на процесс самой деятельности и контроль за ней. Таким образом, игра – насущная, объективная потребность в познании мира, человеческой культуры в целом.

Естественно, невозможно заменить все методы и формы обучения только игровыми, однако логика учебного процесса и особенности подросткового возраста требуют игровой формы подачи материала, разбора значимых понятий и разнообразных видов деятельности в процессе деловой игры.

Методы внедрения игр в школьную практику разработаны как отечественными, так и зарубежными авторами. Названия игр, предназначенных для обучения, имеют различные эпитеты: обучающиеся, учебные, ролевые, имитационные, игры моделирование и т. д. существует и такое мнение, что все игры, используемые в обучении, необходимо называть дидактическими. В целом это свидетельствует об отсутствии единой классификации игровой деятельности. Так, если за основание принимать время проведения игры, то они подразделяются на игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

В том случае, когда в основу классификации положена функциональная результативность, деловые игры подразделяются на дидактические и сюжетные или подготовительные и творческие. В методическом плане наиболее интересна классификация дидактических игр по Т. А. Шакурову, что наглядно отражено в таблице 1.

Таблица 1

Классификация дидактических игр по Т. А. Шакурову.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: