Обобщение педагогического опыта Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как

Обобщение педагогического опыта

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»

А. И. Буренина.

Введение

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечесвенными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза.

Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т. к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна и широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

1. Актуальность

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) — трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия.

Главная цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

2. Новизна педагогического опыта

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу — от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

Принципы педагогического опыта:

Создание непринужденной обстановки — дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

Последовательность — усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;

Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях.

3. Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С. Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н. А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

4. Педагогическая идея

Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.

5. Эффективность педагогического опыта

Инновационный педагогический опыт направлен на развитие музыкально-ритмических движений у детей, творческой фантазии в элементарном движении под музыку.

Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования района.

6. Результативность опыта

Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.

Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.

Результат работы, проявляется в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях и районных мероприятиях:

• участие в районном концерте, посвященном Дню Матери;

• участие в районном концерте, посвященном Женскому дню 8 марта;

• участие в районном концерте «Мое счастливое детство», посвященном Дню защиты детей;

• выступление воспитанников в торжественном концерте, посвященному «Дню работников сельского хозяйства»;

• участие детей в семинаре районного методического объединения воспитателей;

• участие воспитанников в мероприятии, посвященном 115-летию со дня рождения И. П. Кривошеева, проходившее в центральной библиотеке.

Наличие грамот и благодарностей за активное участие воспитанников в различных мероприятиях, является подтверждением признания опыта педагогическим сообществом.

Благодарность за подготовку и проведения семинара для воспитателей Ичалковского района — 2012г.

Благодарность за активное участие в подготовке и проведения районных мероприятий от МБУ «Центр культуры» Ичалковского района — 2012г.

Благодарственное письмо за активное участие в открытии IV Межрегионального фестиваля декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница», проводимого на базе ГБОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» — 2015г.

Благодарственное письмо за активное участие в Республиканском фестивале студенческого творчества учащейся молодежи Мордовии «АРТ — ПРОФИ», проводимого на базе ГБОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» — 2015г.

Участие в IV Всероссийском творческом конкурсе для детей, педагогов, воспитателей, родителей «Талантоха», 2015 г.

7. Публикация педагогического опыта

Данный инновационный педагогический опыт и практические материалы размещены на личном сайте в социальной сети работников образования http://nsportal. ru (сценарий праздника «Детский сад — волшебная страна!», статья «Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста», учебно-методическое пособие «Приходите к нам на праздник»).

8. Наличие приложений

1. «Танцуй, малыш». Мультимедийное приложение (Приложение 1)

2. «Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей (Приложение 2)

3. Весенний праздник с элементами народного фольклора «В гости к весне». (Приложение 3)

4. «Музыка и движения в сказке». Конспект занятия (Приложение 4)

5. Анкета для родителей.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Приложение № 2

Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста

(консультация для воспитателей)

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения.

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества являются музыкально-ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.

Отечественные и зарубежные ученые, музыканты, учителя музыки накопили большой опыт по применению выразительных движений в процессе музыкального воспитания. Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале ХХ века. Тогда во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метода ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Э. Далькроз считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хороший ритм. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики и «культивировать ритмическое чувство само по себе». Регулятором движения Далькроз сделал музыку.

К. Орф — выдающийся немецкий педагог-музыкант, композитор создал систему музыкального воспитания под названием «Шульверк». В ней огромная роль отводится ритмическому воспитанию детей. Карл Орф считает первичную основу музыки сплавом звучащего слова, жеста и движения, а фундаментом музыкальности — музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить, понять музыку. Он отмечал, что музыка не существует сама по себе. Она связана с движением, танцем, словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать ее, но и быть ее исполнителем, не важно песня это или инструментальное произведение. Он может ее спеть, станцевать или сопроводить ритмическими движениями.

Одним из основателей ритмики в нашей стране была Н. Г. Александрова. Она участвовала в длительном и трудном процессе приспособления зарубежной педагогической системы к нашим условиям.

Большой вклад в развитие теории о связи музыки и движений внесли советские психологи Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон. Они считают, что чувства, которые испытывает человек, проявляются в непроизвольных мимических и пантомимических движениях.

Исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего детства.

Сегодня в музыкальной педагогике все вопросы, связанные с развитием тех или иных музыкальных способностей детей, навыками исполнения музыки, рассматриваются в неразрывной связи с восприятием музыки. Музыкальное искусство, воздействуя на психику человека, побуждает его не только к внутренним, но и внешним действиям. В этой связи выдающийся психолог Б. М. Теплов подчеркивал, что восприятие музыки есть активный процесс, который не является только слуховым. Этот процесс, как определил его Теплов — слуходвигательный. Музыка без ритма не существует и всякое ее восприятие есть ритмическое. Музыка создает у человека зрительные, двигательные и другие представления. Значит, в процесс восприятия музыки важно включать кроме музыкальных образов зрительные (картины, слайды), двигательные, которые помогут лучше, острее, ярче понять ее.

Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям — развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки — это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения — это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человек и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду.

Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:

1) формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;

2) развивать восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

3) совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага;

4) выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;

5) учить прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;

7) способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка, поощрять придумывание собственного игрового образа, персонажа; составление «своей» пляски на основе комбинирования различных элементов физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара.

Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.

Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни. Занятия музыкой являются многосторонним процессом, в котором должны активно участвовать как педагог, так и его воспитанники. Для развития интереса к музыке у детей педагогу необходимо все время искать новые приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс. Главное место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей, а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом.

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т. д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях. И музыкально-ритмические движения играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Приложение № 3

В гости к Весне

сценарий праздника для старшей и средней групп

Действующие лица: Ведущий, Весна (взрослые) Сорока, Медведь, Заяц (дети).

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий. Мы собрались сегодня в зале,

Чтоб о весне начать рассказ.

Всю зиму долгую мы ждали

И очень рады ей сейчас.

Ведущий. Весна на свой пост заступила,

Тепло земле всей подарила,

И ярким солнечным лучом

Вошла с улыбкой в каждый дом!

Дети ст. гр.

— С чего это всюду такое веселье,

Такое с зари до темна торжество?

— С того, что справляют скворцы новоселье!

— И только всего — то?

— И только всего!

С того, что несётся невзрачный бумажный,

По речке оживший кораблик отважный,

А волны и ветер качают его.

-И только всего — то?

— И только всего.

И только всего, что как прежде красна,

Пришла, прилетела, вернулась весна!

У каждого на свете есть песенка своя:

Поёт о счастье ветер, деревья и поля.

То радостно, то грустно, то громче, то нежней

Поёт скворец искусный и маленький ручей.

Шумит ли сад цветущий, идёт ли снег стеной-

Прекрасен мир поющий, и ты с ним вместе пой!

«Песенка о весне» исполняют дети старшей группы.

Дети садятся на стулья.

Ведущий. С приходом весны вся природа оживает: распускаются на деревья листочки, возвращаются перелётные птицы, расцветают весенние цветы. И нас весна уже успела побаловать тёплым солнышком.

Ведущий. А, давайте, ребята, мы сегодня отправимся в весенний лес в гости к Весне, посмотреть, как она там хозяйничает.

Но, для начала мы должны проверить, как вы знаете деревья, которые растут в нашем лесу. И как только вы их отгадаете, мы тут же окажемся на лесной поляне. Будьте внимательны!

Ведущий.

1. В белом сарафане стала на поляне,

Летели синицы, сели на косицы! (берёза)

2. Я из крошки — бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок! (дуб)

3. Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год! (ёлка)

4. У меня длинней иголки, чем у ёлки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке —

ветви только на макушке! (сосна)

5. Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист дрожит! (осина)

6. Весной зелена, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы! (рябина)

7. Будто снежный шар бела, по весне она цвела,

Нежный запах источала, а когда пора настала,

Разом сделалась она, вся от ягоды черна! (черёмуха).

Ведущий. Молодцы, ребята, отгадали все загадки, хорошо знаете деревья нашего края. А теперь закройте глазки, и мы перенесёмся в лес.

Дети закрывают глаза, звучат голоса птиц, в это время одеть детей ст. гр. в костюмы зверей (сорока, медведь, лиса, заяц)

Появляется сорока.

Сорока.

О весне я стрекотала,

Ох, устала я, устала.

Кабы был тут телефон.

Ой, смотрите, вот и он!

Сорока подлетает к телефону.

Сорока.

Первым мишку разбужу,

О весне ему скажу.

Телефон звонит, медведь спит.

Сорока.

Разоспался наш мишутка,

Разбудить его — не шутка.

Сорока снова звонит по телефону.

Медведь.

Алло!

Сорока.

Алло! Алло! Звонит сорока!

Медведь.

Что случилось, белобока?

Сорока.

Нет зимы, весна пришла,

По лесу идет она.

Медведь.

Вот так новость принесла.

Говоришь, весна пришла?

Лапу я сосал полгода,

А теперь набрать бы меда!

Медведь уходит.

Сорока.

Надо мне поторопиться,

Позвонить куме-лисице.

Сорока звонит по телефону.

Лиса.

Алло!

Сорока.

Алло! Алло! Звонит сорока!

Лиса.

Что случилось, белобока?

Сорока.

Нет зимы, Весна пришла, По лесу идет она.

Лиса.

Ой, как рада я весне!

Нам зима наскучила,

Морозами замучила.

Лиса уходит.

Сорока.

Сейчас я зайца разыщу.

Ему новость сообщу.

Сорока звонит по телефону.

Заяц.

Алло!

Сорока.

Алло! Алло! Звонит сорока.

Заяц.

Что случилось, белобока?

Сорока.

Нет зимы, весна пришла,

По лесу идет она.

Заяц.

Побегу я по лесам,

Расскажу и тут и там,

Что к нам в лес пришла весна

И всем зверям не до сна.

Заяц убегает.

Сорока.

Расскажу я всему свету,

Что зимы уж больше нету!

Поглядите, вот весна.

По земле идет она!

Звучит музыка. Входит Весна.

Весна. Вы, ребята, не скучайте,

Весну красную встречайте.

Снег да холод прогоню,

Тепло с юга принесу!

Побегут кругом ручьи,

Брызнут солнышка лучи!

Ярче вы, лучи, сияйте

И земельку согревайте!

Зеленейте, стебельки,

Расцветайте, все цветки,

Из-за моря вереницей

Поскорей вернитесь, птицы!

«Летели две птички» исполняют дети старшей группа (М/р., №2, 2015, с. 43)

Дети садятся.

Ведущий. Что за славный денёк,

Собирайся народ в хоровод,

Будем кругом ходить,

Да Весну веселить!

Хоровод заведем,

Дружно все запоем!

Дети становятся вокруг Весны и поют хороводную песню «Весна — красна!»

Дети поют. Ты, весна, Весна-красна! Что с собою принесла?

Весна. Принесла я для лугов покрывало из цветов.

Дети. Ты, весна, Весна-красна! Что с собою принесла?

Весна. Принесла для елки Новые иголки.

Дети. Ты, весна, Весна-красна! Что с собою принесла?

Весна. Для осин и для берез свежих листьев целый воз!

А для матушки – Земли покрывало из травы!

Все садятся на стулья.

Весна. Ребята, а вы знаете, как называется первый месяц весны?

(ответ детей) Правильно!

Март — первый месяц весны. Ещё лежит снег, но солнышко пригревает ласковей. Недаром говорят: «Весна, зажги cнeгa! »

Дети старшей группы.

И облако, и зёрнышко, и дерево, и дом-

Всех награждает солнышко и светом и теплом.

Взойдёт оно над рощицей, глаза открыв едва,

И вот уже полощется и шепчется листва.

И вот уж птичьи песенки слышны и здесь и там,

И белки, как по лесенки взбегают по ветвям.

«Песенка про солнышко» исполняют дети старшей группы (М/р., №2, 2006, с. 62)

Ведущий. Про солнышко и весну споют девочки средней группы.

«Весна» муз. и сл. Л. Самохваловой

Весна. Апрель — второй месяц весны, весны — воды. А в народе апрель называют водолеем! В апреле дни становятся длиннее, теплее, пробуждается природа. Идут первые весенние дожди.

Выходят дети старшей группы.

По опушке шла весна,

Вёдра с дождиком несла.

Оступилась на пригорке-

Опрокинула ведёрки.

Зазвенели капли-

Загалдели цапли.

Испугались муравьи:

Двери заперли свои.

Вёдра с дождиком Весна

До села не донесла.

А цветное коромысло

Убежало в небеса

И над озером повисло — Чу — де — са!

Танцевальная композиция, «Ромашка, ромашка», исполняют дети старшей группы.

Весна. А май — последний месяц весны — зелёной травы. На деревья распускаются листочки, в лесах поют соловьи, зяблики. В мае гремят первые грозы!

Ребёнок ст. группы.

Идёт матушка — Весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришёл

Всех детей провёл,

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришёл май-

Сколько хочешь гуляй!

Ведущий.

У Весны в гостях чудесно,

Чтобы дальше не скучать.

Хоровод мы заведем,

Дружно все и запоем.

«Как из-под горы-горы», песня – хоровод, исполняют дети старшей группы.

Стихи рассказывают дети старшей группы.

Стаял снег, Весна пришла.

Стужа зимняя забылась.

Верба бела зацвела,

А теперь вот распустилась.

И последняя капель

За окошком отзвенела,

В небе ласковый апрель,

Где — то пчёлка загудела.

— Ты лети, пчела, лети,

Над цветами полевыми,

Холодам запри пути

Ты ключами золотыми.

Лето красно отопри,

Чтоб хлеба заколосились,

Чтобы в поле до зари

Звонки песни разносились

И ромашки распустились.

Песня «Ромашки» исполняют девочки старшей группы (М/р, №4, 2007, с. 60)

Стихи рассказывают дети средней группы.

1. Что за волшебница Весна!

Откуда в ней так много силы?

Едва очнувшись ото сна,

Одна природу пробудила.

2.Волшебной палочкой взмахнув,

Она природу растопила

И сразу же, не отдохнув,

Ручьям дорогу проложила.

3. Потом, как будто дирижёр,

Она учила петь капели.

И их весёлый, звонкий хор

Поёт которую неделю.

4.И солнцу жарче греть велела,

Дала лучей ему взаймы,

И сразу же зазеленело,

Как будто не было зимы.

5. Дождём все улицы умыла,

Из — за морей вернула птиц.

Ведь как без них зимой уныло!

А нынче — радость без границ!

6.Так, даже не присев с дороги,

Весна трудилась день — деньской.

Медведь проснулся из берлоги,

И зажужжал пчелиный рой.

7. И воздух чист, и даль ясна!

Поёт природа, оживая.

— Да, ты — волшебница, весна!

Теперь я это точно знаю.

Ведущий. Настало время расставаться,

Пора нам в садик возвращаться.

Весна. Спасибо, ребята, что пришли ко мне в весенний лес. Вижу, любите вы природу, не обижаете лесных зверушек, не ломаете веточек, не рвёте лесных цветов. За ваше добро я вас отблагодарю. Примите от меня угощение. Отдаёт угощение ведущим.

Звучит музыка (пенье птиц)

Вам через лес идти опять,

Вас будут птицы провожать.

И вместе с вами петь о том,

Как хорошо в краю родном.

Весна уходит

«Песня о Родине» исполняют дети старшей группы.

Ведущий. Ребята, закончилось наше весеннее путешествие и нам пора возвращаться в группу.

Звучит музыка.

Приложение № 4

«Музыкальные движения в сказке» (конспект занятия в старшей группе)Цель: Развивать способности к образному перевоплощению, находясоответствующие жесты.Задачи: Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передаватьигровой образ. Поощрять попытку самим искать характерныеособенности пластического персонажа и выразительновоплощать образ.Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа. Дети под музыку вошли в зал.1.Муз. рук.: Чтобы вежливыми быть –Надо «здравствуй» говорить! Дети: «Здравствуйте, ладошки!» хлоп-хлоп…«Здравствуйте, сапожки!» топ-топ…«Здравствуй, шустрый ветерок!» звонкий детский голосок!« Здравствуйте, ребята!» Здравствуйте!2. Муз. рук..: Ребята, а что такое красивая осанка? Дети: Ровная спина, голова прямо, лопатки сведены, ножки вместе, ручки «музыкальные».Муз. рук.: Вот мы и поработаем сейчас над красивой осанкой. Начали. Все выполняют движения по тексту.«У нас славная осанкаМы свели лопаточкиМы походим на носках, А потом на пятках. Мы пройдемся как лисята, Ну, а если надоест – Мы пройдемся косолапо, Как медведи ходят в лес. И как зайчишка – трусишка, И как серый волк – волчишко. Вот свернулся еж в клубок, Потому, что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся! И сказал «Доброе утро!»3. Муз. рук.: А теперь мы снова девочки и мальчики и поучимся красиво ходить. Звучит р. н.м. «Ах вы, сени».1. Шаг с носка (переменный)2. «По камушкам» (мягкий прыжок с одной ноги надругую, каждая нога поочередно под себя поджимается).3. «Навстречу солнышку» (легкий бег, руки раскрыты, ладошки вверх).4. «Греем на солнышке щечки» (пружинка с поворотом)4. Муз. рук.: Ребята, вы любите сказку? А как можно рассказать сказку? Дети: Словами и движениями. Когда словами – очень коротко (раз, два и готово)А с движениями – дольше (потому как показывать надо подробно)Итак, начинаем рассказывать сказку. Кто захотел колобка? Покажите – показ с выполнением. Как он просил бабку? Как она отвечала? – показ с выполнением. Как бабка делала колобка? – показ с выполнением. Колобок выпекался (дед и бабка радуются, ждут) – показ свыполнением. Колобок – надоело ему на окошке студиться – скатился с окнаи покатился… Показ с выполнением. Кто попадается навстречу колобку? (показ детей в движениях, с «хватающими» жестами – т. е. громкий хлопок перед собой).а). Заяц (легкие прыжки)б). Волк (ходьба с высоким подниманием колена, подбоченившись)в). Медведь (вперевалочку, неуклюже, широко расставив ноги, руки растопырив)г). Лиса (шаг с носка «лапки – загребают», «воображает»).А как же колобок им всем отвечает? Дети: Он пел им всем хвастливую песенку – показ с выполнением. Ребята, а давайте придумаем нашей сказочке счастливый конец, чтобы все остались живы – здоровы. Предполагаемые ответы: Колобок вновь убежал к бабушке и дедушке и зажили они счастливо. Звучит р. н.м. «Во поле береза стояла».Дети танцуют, используя любые знакомые танцевальные движения.5. Дети: До свиданья, сапожки! топ-топ…До свиданья, ладошки! хлоп-хлоп…До свиданья, дети! До свиданья!

Приложение №5

Анкета для родителей.

1. Ф. И. ребёнка ______________________________________ 2. Название и номер группы____________________________

3. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено музыкальное воспитание Вашего ребёнка в детском саду:

— на общее развитие; — на подготовку к утренникам, концертам; — на художественно-эстетическое развитие; — на приобщение к русской национальной культуре.4. Какие кружки хотел бы посещать Ваш ребёнок во время его пребывания в детском саду

-музыкально-танцевальные;

-спортивно-развивающие;

-познавательные.

5. Какой из видов музыкальной деятельности больше всего предпочитает Ваш ребенок (возможно, что это будет не один вариант): — пение; — игра на детских музыкальных инструментах; — музыкально-ритмические движения;- слушание музыки;- музыкальные игры; — инсценировки песен, сказок.6. Какую оценку Вы даёте уровню исполнительского мастерства детей, их творческой активности, сценическому творчеству:

— творческая активность;

— осмысленность танцевальных движений;

— эмоциональность и образность в танцевальных композициях;

7. Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с музыкальным руководителем в будущем учебном году: — Как развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста; — Что должен знать и уметь ребёнок данного возраста;- Музыка как средство развития ребенка;- О чем нужно подумать, отдавая ребенка в музыкальную школу?; — Какой инструмент выбрать при обучении ребенка музыке?; — Как подготовить детский праздник дома; — Какую музыку слушать с ребенком дома; — Влияние классической музыки на формирование музыкальной культуры ребенка и его психическое состояние 8. Какой вид сотрудничества с детским садом по вопросу музыкального воспитания вам кажется наиболее приемлемым: — Родительские собрания; — Индивидуальные консультации; — Участие в детских праздничных мероприятиях; — Стендовая информация; — Газета для родителей.

Спасибо за сотрудничество!

Литература

1 Бабаева, Т. И. Программа дошкольного образование «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 70 с.

2 Бекина, С. И. Музыка в детском саду / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М. : Просвещение, 1993. – 82 с.

3 Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1994. – 100 с.

4 Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.

5 Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1991. – 174 с.

6 Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.

7 Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.

8 Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев : Музычна украина, 1986. – 46 с.

9 Каплунова, И. Топ, топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.

10 Луговская, А. Ритмические упражнения, игры, пляски. – М. : Советский композитор, 1991. – 111 с.

11 Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68 с.

12 Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Е. П. Раевская, С. Д. Руднева. – М. : Просвещение, 1998. – 84 с.

13 Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой « Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: