Обобщение опыта работы то теме Взаимодействие с семьей

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко-агрессивные).

Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими.

Другая особенность – попустительство и безразличие к малышу из – за полной занятости экономическими, бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Актуальность: Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности. С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и проблемную.

Основные задачи:

Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.

Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.

Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.

Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.

Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков:

Модель взаимодействия

Модель взаимодействия

Практический

Практический

Контрольно-оценочный

Контрольно-оценочный

Информационно-аналитический блок

Информационно-аналитический блок

Анализ эффективности мероприятий

Анализ эффективности мероприятий

Организация продуктивного общения

Организация продуктивного общения

Просвещение родителей

Просвещение родителей

Информационно-аналитический блок:

предполагал сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения.

Задачи, которые предстояло решать в этом блоке, определили формы и методы дальнейшей работы. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, наблюдение, изучения медицинских карт.

Практический блок:

для организации продуктивного общения планировались такие мероприятия, которые вовлекали бы родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком.

Контрольно-оценочный блок:

предполагал анализ эффективности мероприятий, с этой целью использовались такие формы как опрос, книги отзывов, анкетирование, наблюдение.

Хотелось бы отметить использование следующих форм работы в практическом блоке:

«Почта доверия» – своеобразный почтовый ящик родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам дошкольного учреждения, заведующему или методисту. Такая форма взаимодействия эффективна, когда нехватка времени мешает родителям встретиться с педагогами или, когда родитель хотел бы получить консультацию воспитателя, но при посторонних не может произносить тему вслух. Эта форма работы показала себя как очень эффективная;

Использование презентаций на родительских собраниях – с помощью проектора можно показать краткие тезисы, показать фото-презентацию о жизни детей в детском саду, показать видеофрагменты (небольшой фрагмент или даже целую непосредственно образовательную деятельность);

Разнообразные конкурсы, выставки, стенгазеты – способствуют совместному времяпровождению ребенка и родителей;

«Объявление-благодарность» – вывешивается лист с яркой надписью от лица детей, в которой благодарят родителей за участие или просто за сменную одежду. Это форма используется в тех случаях, когда небольшое количество родителей приняли участие и косвенно направленно на тех, кто не проявил активности;

Коробка «Мы научились», в ней к концу недели появляются листочки, прочитав которые, родители могут узнать, чему научились дети за прошедшую неделю, а внизу приписано небольшое задание на выходные (принести фотографию, нарисовать рисунок, подготовить поделку к конкурсу). Обязательно в понедельник похвала детям, выполнившим задание;

Использование Интернет-ресурсов для просвещения родителей.

Так же в практическом блоке проводилась работа с трудными семьями. Для оценки риска семейного благополучия была использована следующая карта:

Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: